Как я жалел, что не смог попасть на неё в 2011. Как я радовался, когда увидел её афиши в этом году. Это нельзя было пропустить.
К слову сказать, с музыкой Кейко я познакомился в 2005, благодаря одной маленькой девочке, любившей составлять персональные плейлисты. Тогда меня поразило, какой силой может обладать музыка: ты нажимаешь "Play", и тебя просто разбирают на винтики и собирают заново. Новым. Другим. В каком бы ты ни был состоянии, что бы ни произошло в твоей жизни, она была способна выдернуть тебя из всего этого и наполнить. Сделать мысли чистыми и светлыми. Никогда прежде я не испытывал такого. Это действительно было чудом. Это был джаз, но совсем не тот - академичный и непонятный, нет. Он для всех и каждого. Понятный, доступный и чувственный. Японское чудо.
Конечно, я достал билет. Одно из последних свободных мест - в зале был аншлаг. Очень боялся, что что-то помешает пойти, такой был трепет.
Оперный театр, напряженное ожидание. Кто-то из техников тщится перевернуть картинку на проекторе. Вообще, между нами говоря, нынче это моветон даже для провинции. Зал полнится. И вот, в четверть седьмого появился конферансье, объявил, что это первый концерт, организованный компанией bashconcert.ru, представил легендарную пианистку и сопроводил её из-за кулис к роялю.
Маленькая, хрупкая, в длинном алом платье с блёстками - она сразу же приковала к себе всё внимание. Сыграла композицию с нового, 27-го, альбома, и лишь потом поздоровалась. По-русски. Надо сказать, что лично я против подобных заигрываний с публикой, но у Кейко это получилось довольно мило и искренне. Она вообще очень гармоничная и живая. Позже, на автограф-сессии, я видел её глаза - в них совершенно детское любопытство и заинтересованность окружающим миром. Она словно впитывает и перерабатывает всё, что удостаивается её внимания. Быть взрослым, и при этом сохранить детскую чистоту восприятия - редкий дар. Потрясающая женщина.
Отмечу, что хоть Кейко и вышла к инструменту одна, но некоторые композиции играла под бэк-трек. Также, иногда прибегала к помощи клавиатуры со странным датчиком, вставляемым в рот. И тут я позволю себе высказать претензии к звуку. Сразу скажу - звук был неплох, и очень неплох, и всё нижесказанное - мои личные придирки. Но то, что было сыграно на MIDI-клавиатуре, прозвучало прекрасно, а вот подзвучка рояля огорчила. Он звучал ровно, сухо и... как-то плоско. Не хватило мне будоражащего рояльного рыка, не хватило стука молоточков по фетру, не хватило глубины... Любому другому - да, но ведь это Кейко Мацуи! Легенда! Её экспрессия, её интонирование - это то, что нельзя прятать. Не спас ситуацию и шикарный немецкий Блютнер. Возможно, и недоставало-то всего лишь пары пространственных микрофонов, да иной эквализации, однако я так и не смог целиком погрузиться в его звучание. Неплохо, но не шикарно. Повторюсь, это сугубо личное мнение довольно искушённого и зажравшегося персонажа в лице меня. Судить звукотехников не берусь, ибо всему есть своя причина, и в бытность работы в прокатной компании я и сам насмотрелся всякого. Однако, верится мне, что можно было сделать шикарный звук. И тогда всё могло быть просто идеально.
Двадцатиминутный антракт и вторая часть. Кейко в пёстрой блузке с цветами играет вещи с нового альбома, творя магию и с каждым разом всё сильнее разогревая зал. Звучание стало немного лучше и объёмнее, видимо ребята разнесли микрофоны по панораме. Всё это время на заднем фоне сменяется видеоряд. У меня к видеоряду двойственное отношение - с одной стороны он смещает внимание с артиста, с другой, будучи правильно подобранным, может многократно усилить эмоции. И тут он был подобран правильно. Ну, почти.
После каждой композиции Кейко общается с залом. Иногда вворачивает русские слова, на лету подхватывая их у переводчика, но не злоупотребляя. Это мило. Зато переводчик не всегда точно переводит, и тут вспоминаются прогулянные в университетах пары. Ох, как вспоминаются...
Зал горячий. Очень горячий. Кейко, немного пококетничав для порядку, выходит на бис. За всю свою жизнь я не видел чтобы кому-то ещё так рукоплескали. У нас благодарная публика. Два часа пролетели как пять минут. Вокруг очень сильная энергетика, эмоции и то чувство, когда знаешь все партии наизусть и с упоением ждёшь каждую следующую ноту. Это, если отбросить придирки к звуку, хлопающим дверям и смскам, был идеальный концерт. Просто идеальный. Такая идеальность даже имеет своё название - профессионализм. Сегодня я удостоился чести побывать на концерте профессионала мирового уровня, за что большое спасибо bashconcert.ru!
P.S. К башконцерту не имею абсолютно никакого отношения, просто эти ребята превратили мечту в реальность, за что я им по-человечески благодарен. И с почином их!