Под покровом ночи (2016)- второе по счету кино Тома Форда, модельера Gucci, который в 2009 году дебютировал с фильмом "Одинокий мужчина". И эта работа оказалась не менее интересной, чем предыдущая.
Модная галеристка Сьюзен (Эми Адамс) получает посылку с книгой (еще не напечатанной) от бывшего мужа- писателя Эдварда (Джейк Джилленхол), которого очень давно не видела, а в прошлом оставила его ради другого человека. Раскрыв рукопись его романа под названием "Nocturnal Animals", она увлекается чтением и погружается в сюжет книги. В ней рассказывается история как на благополучную семью нападает гопота, происходит это ночью на трассе и выливается в жуткую трагедию. В этом месте сразу возникают ассоциации с "Забавными играми" и "Соломенными псами", но вектор повествования в этом фильме направлен в другую сторону. Книга Эдварда - инструмент воздействия на сознание Сьюзен, и бывший муж вложил в свое детище всю свою память и боль. Понимая это и видя явные аллюзии на их совместную жизнь, Сьюзен вступает в эту игру с подсознанием.
Режиссер Том Форд взял за основу своего фильма книгу Остина Райта. У фильма сложная композиция - сюжет идет в трех плоскостях: в реальности главной героини, флешбеками в ее прошлом и отдельно - внутри романа, который она читает. Многослойность фильма - его интересная особенность. Снаружи мы видим любовную драму жизни, внутри - криминальную. Все слови связаны с подсознанием героев. С помощью своего романа бывший муж раскрывает Сьюзен свой внутренний мир с его фобиями и переживаниями, в центре которого глыбой возвышается его давняя обида - жена считала его слабым, не верила в его талант и в конечном итоге предпочла ему романтичному другого - прагматичного и успешного. Особенно жестоко прописан намек на их общего ребенка, которому не суждено было родиться. Сьюзен попадает в ситуацию, в которой вынуждена пережить свое прошлое с другой позиции и более остро. И пока она это делает, ее нынешний, с виду благополучный, мир обнажает свою фальшивость и трещит по швам.
Будучи по роду деятельности еще и дизайнером одежды Том Форд много внимания уделяет визуализации: игре со цветами, формами, образами. Неспроста фильм начинается с контраста прекрасного и безобразного - показа выставки, где обнаженные старухи танцуют перед камерами, а Сьюзен в элегантном одеянии наблюдает всё это с тонкой вуалью усталости на лице - усталости от тщеты своей стерильной жизни.
Фильм можно увидеть как историю изощренной мести уязвленного мужчины, но на поверку тема чуть сложнее - наполнена метаморфозами главной героини, которая когда-то так не хотела становиться похожей на свою приземленную прагматичную мать, протестовала против нее, лелеяла свои мечты и идеалы, но к 30 годам стала ее копией и при всем своем благополучии осталась у разбитого корыта, потому что когда-то давно упустила в жизни что-то настоящее.
Вплоть до последних минут фильма режиссер наслаждается терзаниями героини и не дает ей шанса в холодном туннеле ее пустого мира, как она не дала его своему мужу. Ведь "When you love someone you can't just throw it away", - говорит герой Джилленхола, и эти слова выведены в слоган фильма.
Интересное кино