Детство лидера (2015)Есть такие фильмы, которым плевать на зрителя. Не в плане качестве, нет, просто они не будут ему угождать: не будут приносить сюжетные выверты на блюдечке, не будут иметь удобный хронометрах, дабы зритель не устал, не заскучал, не будут делать ничего для того, чтобы удержать его внимание, задержать у крана. Фильму и тем, кто его делает, плевать на то, что у зрителя может быть не хватит терпения усидеть до конца, что у зрителя может быть твит-сознание или еще какая мозговая патология, не позволяющая не посмотреть почти двухчасовое кино, которое ни фига тебя не развлекает и не пляшет перед тобой канкан.
У таких фильмов другая задача: они разворачивают перед зрителем интересную проблему, озадачивают его ею, показывают ситуацию в развитии и дают визуальные ответы на заявленные вопросы, которые читаются в поведении и поступках героев.
Режиссер 28-летний Брейди Корбет начал работать над сценарием к этому фильму в 17 лет. Так что неудивительно, если во время съемок его волновало только одно: реализовать свою задумку в полной мере и именно так, как надо ему, а не продюсерам (он и есть один из них).
Главный герой фильма - маленький мальчик (похожий на девочку) по имени Прескотт, который вместе с отцом и матерью живет во Франции, куда они переехали по делам отца-американского дипломата, участвующего в Версальских переговорах.
Фильм начинается с мрачных темных цветов и со зловещей музыкой, что поначалу кажется, будто стоит ожидать триллер и сейчас покажут оккультную мессу. Но нет - начальные кадры показывают детскую сценку на ветхозаветную тему в католическом приходе. Мальчик в белой рубахе и с бумажными крыльями ангела на спине после выступления идет бросать камнями в прихожан.
Милый ребенок внезапно начинает вызывающе себя вести, хулиганит, дерзит. Мать, которая знает 4 языка, не может понять язык поведения ребенка, не задумывается: чего ему не хватает? Постепенно колеса сюжета набирает обороты: ясно вырисовывается картина семьи - отец холоден к сыну, мать отстранена. Все чужие. Никому нет дела до другого, до того, чем он дышит, о чем думает, чего хочет. Ни мать, ни отец ни разу не называют ребенка по имени - оно символичным образом звучит только ближе к концу фильма. "Наш мальчик" - говорит отец. "Дорогой" - обращается мать, но не видно, что бы сын был ей особенно дорог. Живя в темных стенах мрачного дома, Прескотт предоставлен самому себе, и только старушка-няня - самый близкий человек.
По ходу фильма сюжетный клубок распутывается и многое о семье Прескотта проясняется: причины всеобщей отчужденности, царящего в доме холода и какую роль во всем этом сыграл друг семьи Чарльз в исполнении Роберта Паттинсона.
Фильм поделен на 4 главы с названиями "Первая истерика", "Вторая истерика", "Третья..." и "Новая эра".
Первый вопрос, который возникает при просмотре - О детстве какого правителя этот фильм? - оказывается безответным и не важным. Прескотт - собирательный образ лидера-тирана в нежном возрасте, а фильм показывает влияние социума - семьи на формирование ребенка. Этакая фантазия на тему: Что могло сделать их такими? Ведь никто не рождается жестоким и бесчеловечным. Впрочем, эту главную недосказанность создатели используют как почву для интеллектуальных аллюзий, где зрители могут сыграть в игру "Найдите отсылки к пятерым мировым вождям". Например, чем светлый длинноволосый Прескотт - не юный Володя Ульянов?
Звуки и мелодии в фильме под стать теме - они монотонные, зловещие и протяжные - отражают напряженность и отчужденность, что весь фильм окружают мальчика, у которого украли детство. Нотки зарождающей тоталитарности? Под конец саунд превращается в гудящую какофонию, камера начинается вертеться, создавая хаос.
"Детство лидера" - фильм о том, как драма жизни ребенка переходит в драму всего мира. Холод порождает мрак. Ничто не уходит бесследно. Любите своих детей.
p.s. Полфильма пыталась вспомнить, где видела актера, сыгравшего отца мальчика. Оказалось, это сир Давос из "Игры престолов"!