Прибытие (2016)Считаю это кино лучшим фильмом уходящего года для себя. И вообще, работы режиссёра Дени Вильнёва стали для меня приятным открытием 2016 года. Хотя его "Врага" с Джилленхолом смотрела года 2 назад, когда Мрак писал о нем здесь. Кстати, на него в сабже есть явная отсылка, в одном кадре, внимательный зритель его по-любому заметит.
Дени Вильнёв – мастер атмосферных и напряженных фильмов. Его, как правило, двухчасовые драмы не терпят суеты и затрагивают стандартный общечеловеческий набор вопросов – гуманности, мести, добра, зла, веры, религии, человеческой сути, но прописывая эти темы глубоко и пропуская через своё нестандартное видение, Вильнёв заметно отличается от своих коллег по киноцеху, делающих интеллектуальные фильмы.
Его
"Пленницы" раскрывают изнанку благостной американской жизни с главным вопросом
"Насколько далеко вы можете зайти ради спасения своего ребенка" и сочетают в себе криминальную драму, психологический триллер и философскую притчу. Его
"Пожары" и
"Убийца" показывают искалеченные судьбы главных героев в свете национальных и религиозных проблем Мексики и Ближнего Востока. Во всех фильмах проглядывает авторская позиция и красной тонкой линией проходят темы гуманности и выбора. Новый фильм режиссера – не исключение: в
"Прибытии" все особенности Вильнёва умножены на масштаб смысловой идеи и привнесены в новый для него жанр научной фантастики.
Вообще, глядя на его фильмографию понимаешь, что режиссёр шел к такому уровню методично и закономерно — его "Пленницы", "Убийца", "Пожары" – как ступеньки к масштабу "Прибытия". Наращивая свой режиссёрский бэкграунд, Вильнёв продолжает говорить о том, что считает важным для себя и всего человечества.
За основу нового фильма режиссёр и сотоварищи взяли рассказ Теда Чана
"История твоей жизни", нарастили его интересными сюжетными деталями и перенесли тему первого контакта с пришельцами на канву нестабильной политической ситуации в мире, где государства живут в ожидании третьей мировой с пушками наготове.
Появление 12 инопланетных кораблей в разных точках земного шара ввергает весь мир в нервное напряжение. Правительство США выбирает двух талантливых ученых на роль переговорщиков – лингвиста Луизу (Эми Адамс) и физика Иена (Джереми Реннер), которые весь фильм будут пытаться понять язык пришельцев (гептаподов) и разгадать цель их прилёта.
История подаётся режиссёром в его излюбленном стиле – размеренно и тягуче. Насыщенная атмосфера фильма временами звенит как струна от напряженности некоторых сцен, а протяжные трубные звуки, сопровождающие их и поначалу режущие слух, впоследствии кажутся уместными, и все детали фильма выглядят гармонично спаянными в единое цельное кинополотно.
И никаких перестрелок, взрывов и разрушений здесь не будет. Создатели "Прибытия" замечательно переворачивают устоявшееся представление о фильмах про НЛО, где пришельцы почти всегда представлены внеземными врагами человечества. В "Прибытии" у землян только один враг – они сами, забывшие о простых истинах в погоне за господством и властью. Гептаподы здесь выглядят как фон, вектор сюжета направлен не на них, а на людей, от которых зависит правильность трактовки намерений пришельцев и судьба всего человечества.
В основную сюжетную линию фильма вплетается история материнства Луизы, память которой периодически переносит зрителя в моменты её общения с дочерью на разных этапах жизни. В конце фильма приходит разгадка не только особенности языка гептаподов, но и сюжета фильма, которые объединяет их нелинейный принцип построения. Так что посмотреть фильм ещё раз захотелось и по этой причине – пересмотреть со знанием финального срыва покровов.
Возможно углубленный лингвистический разбор языка пришельцев в фильме покажется кому-то излишне скрупулёзным, но это случится скорей всего потому, что зритель большей частью привык воспринимать кинематограф только как интертеймент. Если сломать это восприятие, то всё будет норм.
Похоже, что талантливый Дени Вильнёв работает только с лучшими сценаристами, операторами и актёрами. Наверное поэтому за короткое время ему удалось выйти из ниши артхауса и начать удачно творить в русле арт-мейнстрима, сохранив при этом присущие ему режиссерские особенности и своеобразный стиль.
"Прибытие" – многомерное и красивое кино о времени, предопределенности, свободе воли, жизни, смерти. Такие фильмы надолго оседают в голове.