"Премия" - фильм режиссера Сергея Микаэляна 1974 года с Евгением Леоновым в главной роли.
В остальных ролях - еще молодые Янковский, Джигарханян, Светлана Крючкова и другие малоизвестные, но но менее талантливые актеры того времени.
Большая часть сюжета происходит в замкнутом помещении, а такое я особенно люблю - фильмы, где всё концентрированно и портретно, и строится большей частью на диалогах и психологизме ситуации. Как в шейкер налить разные реагенты и взболтать до получения реакции.
Словарь разъясняет: партком - это комитет, избранный первичной партийной организацией для решения спорных вопросов, возникших в процессе работы.
Итак, на повестке парткома оказывается очень необычная проблема, которую поднимает бригадир строительного треста Василий Потапов (Евгений Леонов). А чуть раньше он интригует весь трест, выкинув вместе со своими подчиненными неожиданный фортель: вся бригада отказалась от положенной им премии. Случай беспрецедентный! Сейчас бы это назвали "акцией сознательности", если бы такое, конечно, было возможно в "нашей Вселенной".
И вот спешно собранный партком хочет разрулить эту ситуацию, и еще наивно надеется, что минут 20 ему на это хватит. Собравшиеся еще не знают, что их жизнь после заседания никогда не будет прежней.
Потопов выкладывает им веские доводы и аргументы, доказывающие, что выдача этой премии не выгодна как государству, так и самим рабочих. И обнажает всю фарисейскую суть системы премирования в тресте, где план чудесным образом выполняется, хотя каждый второй день на стройке рабочие по полдня тратят на простои: где-то вовремя не привезли цемент, где-то не доставили двери, а фундамент так и вовсе не правильно положили, потому что новая инструкция "добиралась" из конторы до укладчиков три месяца. Критика бригадира находит отклик и в некоторых членах парткома, ибо состоит он не только из интеллигентов - инженеров и экономистов, но и рабочих: так, героиня Светланы Крючковой, крановщица, подтверждает, что иногда она по несколько часов вынуждена ждать стройматериал, сидя в кабине крана, и в ожидании его она обычно вяжет носки для детей.
Члены парткома высказывают свои мнения, кто за, кто против. И в процессе обсуждения намечается несколько противостояний. Секретарь парткома (Янковский) принципиален потому что комитет - не придаток треста, а независимая структура, и идти на поводу управляющего он, разумеется, не будет. Главный инженер выкатывает бочку на управляющего, потому что тот в свое время начал стройку после телеграммы сверху, и еще не имея необходимых материалов, и т.д.
В общем, на заседании начинается такое бурление, что в очередной раз диву даешься, насколько советский человек был сознателен, принципиален, совестлив и честен. Как все искренне шли в светлое будущее, понимая, что делают общее дело. А если среди них выявлялись люди недостойные, то их дружно осуждали. Всё-таки как угодно можно относиться с Советскому союзу, подмечать плюсы и минусы этого строя, но советский человек, если рассматривать его отдельно - удивительное достижение той системы, которая добилась от своих граждан высокой степени коллективного самосознания, открытости и конструктивности в мышлении. Трест, где рабочие и начальники на равных. Никто не боится открыто критиковать действия вышестоящих, предлагая свои варианты решения общей производственной проблемы. И что совсем сегодня кажется дикостью - сцена, где советский начальник голосует "за" нововведения подчиненного, прекрасно понимая, что после этого его уволят с должности за собственную несостоятельность. И подчиненный это понимает. Но никого не волнует кормушка, потому что у всех великая большая ОБЩАЯ цель впереди. И да, в фильме один раз "звучит" слово "капиталист", и, конечно, у него почти ругательное значение.
В "Премии" мелькает момент, где управляющего обвиняют в том, что он начал строительство комбината без нормальных подъездных путей. Ха-ха. Теперь похоже, оказавшись на территории какой-нибудь новостройки, где квартиры сданы, но нет ни дорог, ни фонарей, а есть только куча мусора и буераки, по которым в темноте пробираются матери с колясками, ломая ноги, я похоже всегда буду вспоминать это кино, где на какой -то идеальной планете под названием "Советский союз" всем удивительным образом было не похуй.
У Евгения Леонива здесь типичное для него амплуа скромного тихого человека, который терпит, но до поры до времени. И он, как никто другой в этом фильме, отлично показывает переживания и внутренние метания своего героя без лишних слов - одним взглядом, жестом, скупой репликой.
"Премия" - мощный фильм, показывающий идеалы и принципы той эпохи. И за всем этим интересно следить все 1,5 часа.
Рекомендую. Если вам интересно советское кино.
10 из 10