сегодня также Ильин/Перунов день
Это первый девственник Ветхого Завета.
По библейской легенде, ветхозаветному пророку Илие были подвластны грозные стихии. Самый конец его жизни окружен атмосферой чуда — в вихре и пламени он живым вознесся на небо. Не удивительно поэтому, что с приходом на Русь христианства народ, сохранявший многие качества старых языческих богов, наделил Илью приметами своего самого почитаемого божества — Перуна-громовика.
Независимый и могучий Перун повелевал громами и молниями, вихрями и ветрами, небесной влагой. Ему посвящался один из дней недели — четверг.
В засуху только Перун мог послать благодатный дождь. Его просили об этом, но часто мольбы оставались тщетными. Кстати, отсюда и пошла шутливая поговорка: 'После дождичка в четверг'.
Пророк Илия, заменив в народном представлении Перуна, взял на себя и все его 'обязанности', став вдобавок защитником и покровителем земледелия и скотоводства. Грозный, карающий, но в то же время щедрый, наделяющий, он — распорядитель самых страшных и благодетельных сил природы. Илья скачет по небу в огненной колеснице, запряженной шестеркой белых коней; от стука ее колес происходит гром. А 'быстрее коней Ильи только ветер', — гласит пословица.
Впрочем, иногда народное воображение приближало образ святого к простому крестьянскому быту. Один исследователь записал лет сто тому назад такую беседу со смоленским крестьянином.
— Илья развозит по небу, — поведал землепашец, — воду для всех святых и, если расплещет малость, так на земле дождь идет.
— А почему ж зимой дождей не бывает? — поинтересовался ученый.
— А зимою, — нимало не смутился вопросом собеседник, — святые без воды сидят.
В русских сказках Илью поселяют на острове Буяне, лежащем на неизведанных просторах моря-океана; на острове том будто бы спрятаны все громы-молнии, вся сила бурь-ветров.
Властен Илья-пророк и над духами тьмы, поражает их своими стрелами. Спасаясь от Ильи, нечистая сила превращается в различных зверей — зайцев, лисиц, кошек, собак и т. п. Поэтому
в Ильин день установился обычай не пускать собак и кошек в дом: того и гляди, наведешь ненароком на избу грозу и молнию. Вообще ко 2 августа приурочено множество запретов.
Еще нельзя на Ильин день работать. Сено возить — грех, Илья сожжет его. Стогов на Ильин день не мечут — спалит грозой. Единственное исключение делалось для пасечников: они могли подрезать соты на пчельнике, чистить ульи. Пчела — 'божья пташка', собирающая воск Богу на свечку; Илья не ударит стрелой в улей, хотя бы даже укрылся за ним нечистый дух.
Еще в Ильин день нельзя купаться. Если 1 августа это не рекомендовалось, то 2-го запрещалось строго-настрого. Этот запрет объяснялся так: Илья-пророк ездит на конях по небу; от быстрого бега в Ильин день одна из лошадей теряет подкову, которая падает в воду, и вода сразу становится холодной: 'Илья-пророк в реках воду мутит'.
Сегодня Илья пророк воду мутит — только черти сегодня купаются А под конец Ильина дня наступала так называемая воробьиная ночь. Считалось, что она чревата грозой, от которой испуганные птицы начинают метаться, вспархивать, натыкаться на разные предметы и падать наземь. После же дня пророка Ильи светлая часть суток начинает стремительно убывать: 'Илья-пророк три часа проволок'.