Учитесь играть фирменно!

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Warwick

  • шабнигурат RU
  • *
  • Сообщений: 549
  • Репутация: +3/-1
    • Просмотр профиля
Учитесь играть фирменно!
« : 06 Сентября 2015, 22:02:49 »
От составителя:
В основу данного методического пособия положен мой многолетний опыт работы на клавишных инструментах и рояле, в различных стилях и жанрах современной эстрадно-джазовой музыки. Играть «фирмУ» и играть «фирменно»…Что это? Просто такой термин -слэнг , появился в среде отечественных музыкантов в 60-70х годах. Если в те годы,пианист садился за рояль и его игра была безупречной и звучала,как запись на виниловой пластинке зарубежного образца,в плане ритмической и гармонической фактуры,то музыканты обычно давали ему свою оценку и говорили:«ФирмА или фирмАч...»Это была самая высокая оценка! Ведь в первую очередь, всех без исключения музыкантов,интересующихся современной музыкой,всегда интересовали Аккорды и Гармоническая фактура. При подборе на слух какого-нибудь зарубежного хита или джазового произведения,всегда «режут слух» именно Гармония и аккорды,не классического образца,которую привычно слышат любители классической музыки и фольклора,и которую обычно изучают в ДМШ,училищах,консерваториях и музыкальных академиях. Как подобрать на слух понравившуюся композицию или песню? Это всегда было затруднительным для музыкантов не знакомых с современной гармонией. Сейчас нет недостатка в информационном поле. Можно приобрести аудио и видео школы по обучению игры на любом инструменте,в которых даются уроки по искусству импровизации,с изучением современных гармонических построений и ритмов.Открыты эстрадно-джазовые отделения в ДМШ,в училищах и академиях.Есть прекрасные учебные пособия,таких авторов как И.Бриль,Ю.Чугунов,Ю.Маркин.И всё же мне хотелось бы внести свой посильный вклад и оказать помощь молодым музыкантам,желающим научи ться импровизировать,сочинять и просто научиться играть …. «фирменно»… А «фирменная игра» должна начинаться с изучения Гармонии и «запрещённых» аккордов. Такая шуточная формулировка джазовых аккордов ,появилась в среде музыкантов,со времён СССР,когда джаз был в запрете.Хотелось бы сказать о самом главном.Это пособие рассчитано,как на профессионально подготовленных музыкантов,так и на совсем не подготовленных.Единственная трудность для неподготовленных-это самостоятельно изучить нотную грамоту и нотное письмо,дабы прочитать и воспроизвести звуки,запечатлённые в нотных символах.Главной задачей и целью этого пособия является, Активное Включение Слуховой Сферы и Развитие Мелотворческой и Звукотворческой Воли.Активное Включение Слуховой Сферы,при переводе на простой и понятный язык означает –развитие музыкального слуха до уровня,способствующего подбору на слух самого сложного произведения любого уровня.А развитие Мелотворческой и Звукотворческой Воли означает-мгновенное Воспроизведение слышимого вовне или рождённого внутри звука,мелодии, музыкального образа.Но об этом более подробно будет изложено в процессе освоения данного пособия..И ещё…Не хотелось бы во главу ставить джаз и джазовое искусство,как основополагающий принцип обучения и становления молодого музыканта.Но так уж сложилось,что только в джазовом искусстве присутствует вся Палитра самых красочных и неожиданных Гармонических и Ритмических построений. Уж не говоря о «cвободном полёте» или «плавании» в звуковом и гармоническом «океане»,в процессе импровизации. Но пройдя через джазовую «трансформацию»,музыкант любого уровня,приобретает ту гибкость и «гутаперчивость» творческого мышления, которая позволяет ему более полно реализоваться в других стилях и жанрах современной музыки.А потому ни в коей мере не умоляя жанра классической музыки,а более того возводя Классику на должную высоту,в заключении вводной части и в напутствии хочется сказать, что первыми,кто указал нам дорогу в красочный мир импровизаций,были И.С.Бах,С.Рахманинов. … Желаю всем доброго пути в изучении данного пособия!

Оффлайн Warwick

  • шабнигурат RU
  • *
  • Сообщений: 549
  • Репутация: +3/-1
    • Просмотр профиля
Re: Учитесь играть фирменно!
« Ответ #1 : 06 Сентября 2015, 22:03:10 »
Введение.
С чего начать? Наверное сначала нужно выяснить и выявить определение,что есть Музыка?Из чего она состоит? Из каких элементов?Что в ней является главным? Расчленить её по частям и ознакомившись с составляющими,приступить к изучению.Если разложить на составные части музыку,то мы получаем 3 главных элемента-это Мелодия,Ритм и Гармония.Можно отдельно изучать Мелодию и в заключении прийти к выводу,что главной в Музыке является именно она-Мелодия.Можно изучать отдельно Ритм и также прийти к выводу,что главным является Ритм.К такому выводу приходили даже классические музыканты,например Римский-Корсаков. Ну и про Гармонию,можно сказать то же самое и логично прийти к выводу,что без Гармонии музыки быть не может вообще.Мне бы хотелось сравнить Музыку с высочайшим творением Творца,с Человеком! Ритм-отождествить с Позвоночником,Гармонию с Плотью,а Мелодию с Кровью,наполняющей всё тело,вместе с мышцами и суставами.А теперь попробуйте выявить,что главней??? Что,не получается? Нет главных частей! Но есть всё-таки Главная составляющая! ….Конечно же-это Душа музыканта!!! Без неё уж точно не может быть никакой Музыки! Но эта отдельная Тема…Итак начнём с самой видимой части(но не всегда слышимой)с «Плоти»или с Гармонии.Почему всё таки с Гармонии? Можно продолжать развивать аналогии и сравнивать Гармонию с Плотью и приходить к каким то логическим умозаключениям и дальше выстравивать приоритеты…Но давайте на этом остановимся. По своему опыту могу сказать,что когда я слышу Гармонию,я практически слышу «Всё»,если я не слышу Гармонии,то уже ничего и не понятно…Что? За чем? И куда? ….Итак ,что же такое Гармония? Из чего она состоит? Можно ли её разложить на составляющие? Можно! С теоретической точки зрения Гармония состоит из аккордов,последовательно соединённых друг с другом. А что является аккордом?Аккордом -является звучание нескольких звуков,взятых одновременно или последовательно. Вот и начнём наше знакомство с Гармонией- с аккордов. Но с каких аккордов? Ещё несколько аналогий и сравнений относительно Музыки.Можно с уверенностью сказать,что музыка являясь выражением нашей Души,с её эмоциями и настроениями,имеет свои красочные выразительные средства передающими эти настроения.Почти как в живописи,светлые и тёмные тона. Светлые и радостные настроения передаются мажорными красками,а тёмные и грустные настроения минорными красками. И конечно же основными тонирующими,задающими тон тому или иному настроению средствами,являются Аккорды Мажороные(светлые) или Минорные(тёмные).Начнём наше изучение с Мажорных(светлых) аккордов. Но прежде чем начать изучение аккордов,необходимо рассказать о некоторых технолигиях работы с аккордами и не только…..

Оффлайн Warwick

  • шабнигурат RU
  • *
  • Сообщений: 549
  • Репутация: +3/-1
    • Просмотр профиля
Re: Учитесь играть фирменно!
« Ответ #2 : 06 Сентября 2015, 22:03:34 »
Технологии
Хочется напомнить о том, что данное пособие рассчитано не только на подготовленных элементарными теоретическими знаниями музыкантов, но и для совсем неподготовленных и не знающих элементарно, что такое «до», «ре»,…и где это находится. Но в процессе освоения и углубления в данную работу, открывающих для себя этот «мир» музыки… Если вспомнить некоторые исторические страницы в развитии джаза, то мы знаем, что первые музыканты-импровизаторы в джазовых коллективах, совсем не знали нот и нотной грамоты. Это были афро-американцы, из бедных городских районов и трущоб. Полураздетые, полуголодные, угнетённые расовой дискриминацией…Собраться и играть- это порой для них было единственным утешением и радостью… Не имеющие никакого элементарного образования, не то чтобы музыкального…Но ведь как то они договаривались, репетировали, играли???…Импровизировали?!?!?! Ну ладно, если это были небольшие инструментальные ансамбли, трио, квартеты, квинтеты???….Целые биг-бэнды, в составе которых было до 16 человек, не знали нот и играли всё на слух и на память???!!! Это трудно представить, но это было!!!...В чём же секрет такого фенОмена? Никакого собственно секрета тут нет! Все они обладали мощной слуховой сферой, мелотворческой волей и феноменальной памятью!!! Целью и задачей данного пособия, тоже является развитие слуховой сферы, мелотворческой воли, ну и наверное где-то и памяти…Теперь непосредственно о технологиях работы со всем изложенным ниже материалом…
1.Все аккорды играть в 12 тональностях или в 12 позициях.
2.Все аккорды пропевать сначала на «ля-ля-ля», а затем с названием нот (где позволяют ваши голосовые связки)
3.Все аккорды воспроизводить одновременным нажатием, последовательным проигрыванием аккордовых звуков вверх и вниз,и через звук.(тоже вверх и вниз).
4.Все аккорды после освоения стараться играть без помощи ГЛАЗ!!! Запоминать всё тактильной памятью,на Ощупь и на Слух!!! Все эти техники постепенно активизируют слуховую сферу,развивают Мелотворческую Волю и создают «Слышащую Руку». Мелотворческая Воля-это в переводе-Мелодию Творю Волей!!!

Оффлайн Warwick

  • шабнигурат RU
  • *
  • Сообщений: 549
  • Репутация: +3/-1
    • Просмотр профиля
Re: Учитесь играть фирменно!
« Ответ #3 : 06 Сентября 2015, 22:04:40 »
Глава I. Мажорные аккорды
Итак мы выяснили, что аккордом называется одновременное или последовательное воспроизведение нескольких звуков. И что мажорные аккорды окрашивают музыку в светлые тона. Начнём с мажорного трезвучия в тональности С(До-мажор).(Информация для неподготовленных учеников! Все музыкальные термины и символы будут даваться в том виде, в каком они используются и понятны профессионалам, но с расшифровкой.)Таковым является аккорд До-ми-соль. Но в таком виде он редко применяется в современной эстрадно-джазовой музыке. Лучше всего звучат аккордовые обращения.1е обращение -Ми-соль-до (называется Секстаккордом) и 2е обращение-Cоль -до -ми (называется Квартсекстаккордом) В нашем случае, лучше начинать освоение аккордов со 2го обращения, с Квартсекстаккорда. Почему? Потому что прежде всего, нам необходимо в начале нашей игровой практики, научиться элементарно аккомпанировать самому себе или солисту(вокалисту, инструменталисту и т.д. и т.п…) А в аккомпаниментном варианте игры, симпатичней звучат именно КВАРТСЕКСТАККОРДЫ.Но и не только поэтому… В результате многолетней игровой практики, у меня выработалось понятие и терминология(относительно аккордов и их извлечения)-ПОЗИЦИОННАЯ ИГРА или «фортепианное БАРРЭ».Баррэ -это одновременное прижатие всех струн гитары, на одном ладу. На основе «баррэ»,на гитаре строятся разнообразные аккорды. На рояле или на клавишных, тоже можно построить различные аккорды, исходя из первичной аккордовой позиции, типа гитарного «баррэ».Но об этом позже…
1я Позиция.
1й аккорд -Левая рука: До(большой октавы)-Соль(б.о.)-До(малой октавы)
Правая рука: Соль(м.о.)-До(1й октавы)-Ми(1й октавы)
Расшифровка для неподготовленных учеников: Если вы начинаете своё обучение на 5ти октавном синтезаторе,то всё очень просто. Включаете синтезатор, находите на нём тембр под названием «Piano».При этом кнопкаACMP( автоаккомпанимент),должна быть отключена.И начиная с самой крайней слева, белой клавиши, которая находится перед двумя чёрными, которая и есть нота «До»,начинаем искать и вопроизводить оставшиеся звуки и ноты. Если же у вас фортепиано или клавишный инструмент с 88 клавишами, то находим, начиная отсчёт слева, 2ю ноту «До»,которая и является нотой «До» большой октавы. А в дальнейшем находим все остальные ноты и воспроизводим в том же порядке, как описано выше. Есть ещё один способ нахождения и извлечения этого аккорда и позиции. Левая рука: Шаг 1.-Находим мизинцем ноту «До»,Шаг 2.-растягиваем кисть до того уровня, пока большой палец не нащупает вторую ноту «До»,в итоге получается октава. Шаг 3.-Если кисть не напряжена и лежит естественно, то указательный палец левой руки естественным образом оказывается как раз над КВИНТОЙ, которая нам и нужна. В данном случае над нотой «Соль».Правая рука: Шаг 4.-Указательный палец левой руки подсказывает Большому пальцу правой, что нужно взять ноту «Соль» малой октавы,Шаг5. Мизинец и большой палец левой руки, подсказывают Указательному правой руки, взять главную тональную ноту, в данном случае ноту «До» 1ой октавы. Шаг 6.-Просчитываем и пропускаем после указательного Три Звука и нажимаем на 4й звук,4м пальцем правой руки. Под ним окажется нужная нам нота и звук «Ми». По такой технологии можно находить и играть аккорды, от оставшихся 11 звуков-позиций.

Оффлайн Warwick

  • шабнигурат RU
  • *
  • Сообщений: 549
  • Репутация: +3/-1
    • Просмотр профиля
Re: Учитесь играть фирменно!
« Ответ #4 : 06 Сентября 2015, 22:05:35 »
автор пособия Гумеров Салават
https://vk.com/club10120420