ЖИТЬ «а тараканы ушли сами»
фраза из к/ф
Вчера в кинотеатре «Родина» была премьера фильм «Жить» при участии режиссера Василия Сигарева и исполнительницы одной из ролей Яны Трояновой, по совместительству его жены.
Ну как премьера? Фильм-то вышел еще в конце августа прошлого года и успел поколесить по разным международным фестивалям. А щас, значит, создатели решили попиарить свое детище в провинции.
Уфы в списке городов, представляющих этот фильм, не было, но местные радетели от кино нашли спонсоров и решили выписать московских творцов и к нам.
После пресс-конференции народ вытек в фойе к/т «Родина» и стали пожинать прелести фуршета под песни из нового альбома Земфиры, которые, крутили в зале, конечно же, неспроста. Она, я так понимаю, символизировала достояние республики.
Ведущий упомянул о скором приезде певицы в наш город и заметил, что слово «Жить» фигурирует и в названии альбома Рамазановой.
К слову сказать, и Сигарев, и Троянова – выходцы знаменитого екатеринбургского театра Николая Коляды, а это большая симпа в их копилку от меня.
Никакой звездности у приезжих персон не наблюдалось, скорее даже наоборот – хорошо мимикрировали в толпе провинциалов, свои в доску.
Ведущий устроил викторину на знание их творчества, верно ответившим раздавали бутылки вина от спонсора. Закончив со всей этой вступительной белибердой, запустили, наконец, зрителей в зал.
Зная художественные ориентиры режиссера и драматурга Сигарева по спектаклю «Семья вурдалака», который прочно держится в репертуаре Молодежного театра уже несколько лет, и по его первому фильму
«Волчок», было бы недальновидно НЕ ждать очередного тяжелого и мрачного кино, принятого называть российской чернухой.
Но! Всё оказалось лучше, чем ожидалось!
Внесу ясность, я не против чернухи, или т.н. жанра «гиперреализм», но когда режиссер содержанием своего фильма бьет как обухом по голове зрителя, желая эпатировать, шокировать, и показать всё максимально неприглядно, гаже да посмачней, а потом с интересом ждет реакции – это дешевый прием, имхо. Я до сих пор не понимаю, о чем фильм «Груз-200», например. Или «Сказочка про темноту» Хомерики. Стоит ли забывать, что кино – это художественное произведение, дОлжное иметь основную мысль, а кто-то вместо этого подсовывает кинозарисовки убогой действительности с ее неприглядными персонажами и на том раскланивается. В этом плане мне понравилась позиция Сигарева, сказавшего, что он, снимая в глубинке, намеренно выбирал квартиры для съемок получше и делал в них ремонт и декорирование, чтобы у зрителя не путались понятия «как тяжело жить в таких условиях» и «как тяжело жить, когда умирает близкий».
Одним словом, фон не должен затенять основную мысль.
В общем, Сигарев не перешагнул ту черту, когда рисование мрачных картин действительности становится самоцелью, и эту самую черту отдалил, поставил перед собой именно художественными задачами.
В фильме показаны три сюжетные линии, где три героя сталкиваются с тяжелым испытанием – смертью близких людей.
1) Мальчик, высматривающий в окно своего отца-бомжа.
2) Молодая пара неформалов, решившая обвенчаться
3) Мать, ждущая своих дочерей из приюта.
Помню, когда лежала в больнице, к одной пожилой тётке из моей палаты принесли весть о смерти ее сына. Узнав об этом, она рыдала и всё вопрошала в исступлении: «Что делать-то теперь?! Что делать?!», на что ее второй сын сказал: «А что делать? Жить дальше». И вроде бы охуительно обыденную вещь сказал, но на фоне развернувшейся сцены трагедии это прозвучало как небесное откровение. Вот, собственно, и об этом основная незатейливая идея фильма «Жить».
Даже самую простую мысль можно подать интересно. Сигарев постарался это сделать, и мне понравилось то, что из этого получилось. Приправив повествование символами - предвестниками беды - будь то белая лошадь у дороги, дятел – «как могилка», потухшая в церкви свеча,- он подводит зрителя к мысли «беда нечаянно нагрянет, когда ее совсем не ждешь».
Три линии сюжета завершаются по-разному. Кто решает умереть, а кто-то на полпути поворачивает назад. И тут большим плюсом идет прием «подмены реальности». Как если бы мы следили за героями своими глазами, со стороны, а потом начали смотреть уже ИХ глазами. История с мальчиком самая неоднозначная: симулякр, который можно раскусить только при внимательном просмотре.
Кстати, саундтреки к фильму писал Павел Додонов, музыкант из группы «Дельфин».
Его трансцендентные мелодии очень четко создают атмосферу присутствия в фильме чего-то еще, помимо главных героев и их судьбы...
Присутствие смерти?
Зная Яну Троянову только по «Волчку» и «Кококо», где она ярко сыграл хабалок, шла на фильм с вопросом, будет ли роль в «Жить» отличаться от предыдущих. Ответ оказался отрицательным. Сыграла-то хорошо, но это ведь та же самая Вика из "Кококо" или мать из "Волчка", только дредастая и пирсингастая, слегка аутичная, фобиозная и с минимальным лексиконом.
В жизни она очень напоминает своих героинь.
Остальные актеры тоже оказались узнаваемыми: Алексей Филимонов (
«Кислород», «Короткое замыкание»), Евгений Сытый (
«Сумасшедшая помощь»), Дмитрий Куличков, тот, что с лицом ВВП («Бубен-Барабан»), только Ольгу Лапшину видела впервые.
После показа было обсуждение фильма с создателями, люди выражали свои эмоции, задавали вопросы, не раз звучала фраза, что фильм жизнеутверждающий. С этим не могу согласиться, поскольку ответ на основной вопрос «Откуда взять силы, чтобы жить дальше, если твой близкий человек умер?» фильм не дает. Так что, на мой взгляд, "Жить" если и утверждает жизнь, то в той же степени, как и смерть.
"... Так скорбим, но хороним, переходим к делам,
чтобы смерть, как синоним, разделить пополам"
и это правильно (ц)
п.с. смотреть рекомендуется только "целевой аудитории"