Полено / Otesanek (2000)Ян Шванкмайер - выдающийся и уникальный чешский режиссер, сочетающий в своих работах игровое кино, коллаж и различную анимацию, будь-то рисованную, кукольную или пластилиновую.
Местами он похож на Линча: та же безумность, замешанная на сюрреализме. Но если Линч часто невнятен и перегружен символами, то у Яна из Злата Праги всё просто и понятно. А "Полено" так вообще самый попсовый его фильм, наверное. Если, конечно, слово "попсовость", уместно в случае со Шванкмайером.
"Полено" - это сюрреалистическая экранизация чешской сказки с перенесением действия в современные условия.
Семейная пара - Карел и Боженка Хораковы не могут завести ребенка. Жена от этого страдает, ей везде мерещатся младенцы и беременные. Замечательна сцена галлюцинации главной героини, в которой новорожденными торгуют с лотка на улице, вылавливая их из чана с жидкостью!
Как-то, копаясь в огороде, муж находит в земле корягу, отдаленно напоминающую ребенка. Желая развеселить жену и не подозревая во что может вылиться эта шутка, он приносит свою находку Боженке, которая на почве патологического желания иметь ребенка, видит в этом полене свое спасение и начинает относиться к нему, как к живому младенцу. И тут бы мужу, глядя на всё это, изрубить корягу топором, а жену отдать в лазарет, но сострадание и любовь к супруге вынуждают Карела лишь потакать в дальнейшем ее прихотям.
Боженка дает "ребенку" имя Оттик, холит, лелеет, кормит грудью, так, что в дальнейшем полено
оживает и ведет себя как обыкновенное дитя. Но до поры до времени, пока не становится трудно
его прокормить. Каждодневные походы обоих супругов в магазин за мясом уже не способны
насытить прожорливое существо, которое приобретает всё бОльшие размеры и всевозрастающий аппетит с признаками булимии.
Безумную атмосферу картины усиливают диалоги между ее героями, особенно разговоры соседской девочки Альжбетки со своими родителями за обеденным столом. К слову, излюбленная тема маэстро "Еда" здесь не упущена: семья соседей Стадлеровых почти весь фильм показывается в процессе потребления пищи. Не обходится и без любимых шванкмаеровских крупных планов кушающих ртов, еды, слюней, гвоздей в каше и т.д. Извечные его намеки на низость общества потребления.
Можно подумать, что сам он не ест и питается солнечным светом.
Одна сцена, где пани Хоракова кормит Оттика грудью, отсылает к изображению Богоматери, только здесь вместо нимба - тусклый свет лампочки, вместо младенца - выкорчеванный пенек.
В "Полене" можно углядеть и антиглобалистический лейтмотив: оживший кусок природы начинает уничтожать людей
В фильме изобилуют яркие образы, каждый из которых продуман и прорисован вплоть до мелочей. (Один пан Злобек - древний старик с замашками педофила чего стоит!
). Обойма образов "стреляет" в течение всего фильма, а реальность трещит по швам, впустив в себя нечто потустороннее, обволакиваемое абсурдизмом, драматизмом, а где-то и черным юморком.
Несмотря на всю комичность происходящего, в фильме очень хорошо показана трагедия персонажей: в семье Хораковых - это бездетность и образ матери, готовой пойти на все ради своего ребенка. Пусть даже и такого "нестандартного".
В семье Стадлеровых - одиночество ребенка, который мечтает о братике или сестренке. Ведь не случайно Альжбетка приносит в жертву полену своих соседей и готова сделать это даже с родителями, чтобы спасти его и продолжать с ним общаться. Умилительна сцена, где она учит его мыть руки перед едой, приговаривая:
"Ты же не будешь есть такими грязными корнями" В общем, "Полено"- безумная треш-сказка, местами жуткая, местами трагичная, местами смешная.
Рекомендую.
Противникам ебанутостей не беспокоиться.