поковырялся тут насчет числительных.
Один
На базе лат. ūnus, ирл. óin, готск. ains, лит. víenas, ст.-слав. ѥдинъ восстанавливается форма *oɪ̯nos/*oɪ̯kos/*oɪ̯wos. Все три формы представляют собой суффиксальные расширения одного и того же корня *oɪ̯-, который, по одной из версий, представляет собой анафорическое местоимение (то есть указывающее на уже известный или ранее упоминавшийся предмет). В праславянском *eɪ̯nos (вариант *oɪ̯nos) развилось в *jьnъ «иной», а значение «один» получила форма *edinъ/*edьnъ, восходящая к тому же корню, но расширенная при помощи частицы *ed-.
Возможно, в праиндоевропейском не было числительного «один». Это объясняется тем, что счёт начинается с «двух» и более, в то время как «один» изначально предполагает не счёт, а особый способ называния предмета, и лишь позднее включается в ряд числительных.
Два
На базе лат. duō, duae, готск. twai, ирл. dá, dí, лит. dù, dvì, ст.-слав. дъва, дъвѣ восстанавливаются формы *duwo/*dwō мужского рода, *duwoi/*dwoi женского и среднего. Возможно, первоначальной формой было *du, которое позднее получило суффиксы двойственного числа.
Существуют попытки возведения данного числительного к указательному местоимению со значением «тот (более далёкий)». Хотя более вероятно обратное происхождение.
Сторонники ностратической гипотезы указывают на соответствия индоевропейскому *duwo/*dwō в других ностратических языках (праалтайск. *ti̯ubu «два, второй», прауральск. *to-ńće «второй», пракартвельск. *ṭq̇ub- «двойня»).
Три
На базе лат. trēs, готск. þreis, ирл. trí, лит. trỹs, ст.-слав. триѥ восстанавливаются формы *trejes мужского рода, *t(r)is(o)res женского, *trī среднего.
Данное числительное этимологизируют как восходящее к *ter- «дальше», то есть «следующее (после двух)» или *ter- «средний палец».
Четыре
На базе лат. quattuor, готск. fidwor, ирл. ceth(a)ir (м. р.), cethéoir (ж. р.), лит. keturì, ст.-слав. четыре (м. р.), четыри (ж. и ср. р.) восстанавливается форма *kwetwores мужского рода, *kwetesres женского и *kwetwōr среднего. Германское f- вместо hw- объясняют влиянием числительного «пять» (прагерм. fenfe)
В общей сложности в лингвистике было предложено свыше десятка различных этимологий данного числительного наиболее обоснованной и правдоподобной, на мой взгляд является версия У. Лемана, который полагал, что *kwetwores была заимствована индоевропейцами из хурритского или какого-то из кавказских языков, в то время как исконной формой было *meju-, которое обнаруживается в анатолийской группе языков.
Пять
На базе лат. quīnque, готск. fimf, ирл. cóic, лит. penkì, ст.-слав. пѧтьвосстанавливается форма *pénkwe. Праславянское *pętь образовано от порядкового *pętъ «пятый».
Обычно данное слово связывают с пра-и.е. *pn̥(kʷ)stis «кулак» (рус. пясть).
Шесть
На базе лат. sex, готск. saíhs, ирл. sé, лит. šeši, ст.-слав. шесть восстанавливается форма *(k)s(w)eḱs. Праславянское *šestь образовано от порядкового *šestъ «шестой».
По одной из версий, данное числительное восходит к сложению *ǵhesr «рука» и *haeug- «расти», то есть здесь усматривается внутренняя форма «перерастающее руку» (числительное, при употреблении которого счёт переходит на вторую руку).
Семь
На базе лат. septem, готск. sibun, ирл. secht/seacht, лит. septynì, прусск. septīnjai, ст.-слав. седмь восстанавливается форма *septm̥. Праславянское *sedmь образовано от порядкового *sedmъ «седьмой».
Предположительно, данная лексема была заимствована праиндоевропейским из прасемитского *šab'(at) «семь» или из прааккадского *sabátum «семь». В то же время, во многих языках Евразии существуют схожие числительные «семь»: пратюрк. *jeti, прапермск. *śeććem, прасамодийск. *sejtwə, этрусск. semφ, баск. zazpi.
Восемь
На базе лат. octō, готск. ahtau, ирл. ocht, лит. aštuonì, ст.-слав. осмь восстанавливается форма *oḱtō(u). Праславянское *osmь образовано от порядкового *osmъ «восьмой» (где «-mъ» возникло по аналогии с *sedmъ «седьмой»).
Поскольку данное индоевропейское числительное является формой двойственного числа, существует гипотеза, согласно которой его внутренняя форма — «дважды четыре» (или «две группы из четырёх пальцев») и изначальным значением корня *oḱto-, сохранившимся в авест. ašti- «ширина в четыре пальца», было «четыре пальца». Предположительно, это пережиток древнего четверичного счёта, предшествовавшего десятеричному.
Девять
На базе лат. novem, готск. niun, ирл. nói/naoi, лит. devynì, ст.-слав. девѧть восстанавливается форма *newn̥. В балтийской и славянской группах начальное d- вместо n- возникло по аналогии с последующим числительным «десять».
Этимологически данную лексему обычно связывают с прилагательным *newos «новый», тем самым предполагая, что её внутренняя форма — «число, начинающее новый цикл счёта». Однако, существует другая этимология, согласно которой *hnéwhm связано с *hénhu «без». В таком случае этимологическим значением будет «десять без одного».
Десять
На базе лат. decem, готск. taíhun, ирл. deich, лит. dẽšimt, ст.-слав. десѧть восстанавливается форма *deḱm̥(t).
Иногда данное числительное этимологизируют как сложение *dwe- «два» и *ḱm̥t «рука», то есть «две руки».
Сто
На базе авест. satəm лат. centum, англ. hundred, ирл. cét, лит. šim̃tas, ст.-слав. съто восстанавливается форма *ḱm̥tom. Обычно данная лексема этимологизируется как сокращённый вариант *dḱm̥t dḱm̥tóm «десять десятков» или «десятый десяток».
Тысяча
Праиндоевропейское название тысячи не реконструируется. Существуют лишь две лексемы, каждая из которых охватывает только несколько индоевропейских языков.
На основе готск. Þūsundi, лит. tū́kstantis, ст.-слав. тысѩшти (мн. ч.) восстанавливается лексема *tūsn̥ts-ḱm̥tjós, внутренняя форма которой — «большая сотня» или «сильная сотня». Существует гипотеза, согласно которой славянское слово заимствовано из германских языков.