Последняя любовь на земле (2011)режиссер: Дэвид МакКензи
…всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит.
Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся,
и знание упразднится (1Кор. 13:4-8).
До хрена уже снято фильмов различной масти и разного пошиба про конец человечества, конец света и прочий неизбежный апокалипсис. Одни делают акцент на красноречивых предвестниках Армагеддона (а началось всё это с хичкоковских
«Птиц») и наделяют свое кино скрытым посылом, мол, люди, одумайтесь, еще есть время и тп.
Другие во всей красе показывают, как человечество начинает сходить на «нет», следовательно, и надежды нет, а разница в фильмах этой категории лишь в инструментах уничтожения – будь то биологический фактор – смертельный вирус, или же природный катаклизм… одним словом, Бог возненавидел всех нас и точка. «Последняя любовь на земле» относится к первым.
Поскольку в названии фильма есть слово «любовь», то неизбежны Он
(Юэн Макгрегор) и Она
(Ева Грин). Место действия: Шотландия, Глазго.
Сьюзен – врач-эпидемиолог (Плага, привет!
), страдающая оттого, что не может найти свою любовь. Майк – шеф-повар, меняющий баб, как перчатки, и о никакой любви, разумеется, не парящийся.
По стечению обстоятельств окна квартиры одной выходят на задний двор ресторана, где частенько покуривает другой, вытирая свои «рыбные» руки об фартук. Завязывается знакомство, перетекающее в милую интрижку – и это локальная сторона сюжета.
Глобальна такова: во всем мире начинается странная эпидемия – люди лишаются своих чувств. Причем не сразу, а последовательно – сначала обоняние, потом вкус, слух, ну и далее по списку. И в этом обнаруживается сходство сабжевого фильма с сюжетом книги
Жозе Сарамаго «Слепота», где, как нетрудно догадаться, люди начинают повально слепнуть. Короче, руку мне на отсечение, если сценарист фильма не плясал от задумки Сарамаго, добавив свое и, тем самым, расширив мысль писателя. Интересный момент: перед тем как лишиться того или иного чувства, люди испытывают определенную эмоцию, причем в гипертрофированной форме:
Печаль, тоска, горе – затем потеря обоняния
Страх, ужас, адский голод – потеря вкуса
Гнев, ярость, ненависть - потеря слуха
и тд.
Этот механизм сполна оправдывается в плане зрелищности, например, сценой, где в приступе паники и внезапного зверского голода, персонажи люто набрасываются на любые сколько-нибудь съедобные вещи и беспощадно пожирают их.
Фильм интересен идей и стилем её воплощения.
Скорее всего, он мне понравился именно тем, чем другим, вероятно, как раз и не понравится - обертон иносказательности придает фильму налет прошлого свершившегося, оттого и эта неспешность в кадре (которая кому-то покажется вялотекущестью сюжета) и отсутствие нагнетания красок происходящего (фи,
мы хотим смачных шатающихся зомби и трупы
) Здесь всё вершится под медленный успокаивающий саунд. Зритель, будь покоен и наслаждайся еще одной версией Начала Конца.
Актеры свои роли тянут на «хорошо», хоть Макгрегор мне никогда визуально не нравился. Ева Грин же местами очень охуенна, особенно в белом халате медика.
Присутствует эффект псевдодокументальности за счет вкрапления кадров из сводок БиБиСи (или какого-то иного подобного источника) и этим он напоминает
«Заражение» Но, если у Содерберга акцент сделан на раскрытие пути заражения и социальные нюансы, этому сопутствующие, то здесь про механизмы передачи вируса, инкубационный период и прочие моменты контагиозности не парятся, а рассматривают лишь инстинкт выживания людей в изменившемся мире, причем с околофилософским подтекстом.
Мелодраматическая притча на фоне апокалипсиса.
Ясное дело, что имеем – не храним, потерявши плачем, но с прокручиванием мысли, что человек-существо живучее и даже в таких условиях жизнь продолжается, как-то переборщили. Уж больно часто закадровый голос сие твердит. В финале всё сводится к библейской мысли, обозначенной в эпиграфе, мол, даже лишенные физиологических чувств главные герои, несмотря на неурядицу в отношениях, стремятся друг к другу.. И вот тут теоретическая мысль очень расходится с практической, ибо движущая сила того, что нам хотят втюхать под видом ЛЮБВИ, в действительности больше походит на отчаяние и страх остаться одному в мире безмолвия и мрака, и ничего больше. По крайней мере, я не увидела таких отношений, дабы допустить, что главные герои побежали в объятия друг друга из-за любви..
Шито белыми нитками.
Так что
«причем здесь любовь? Мы просто срослись в плавниках, и движемся сами с собой в удивительном танце. Ты плачешь, любимая? Осеннее небо никак не может отвыкнуть от долгих дождливых нотаций» В свете вышесказанного открывается и никчемность оригинального названия фильма-
«Perfect Sense» - «Совершенное чувство». Наши переводилы, к тому же, внесли свои три копейки, назвав фильм так, как он шел в нашем прокате – Последняя любовь на земле.
Нее, звучит, конечно, неплохо, почти как у Павича (
«Последняя любовь в Константинополе» ), но ведь совершенно не вяжется с сюжетом фильма. Более логичное название, коли на то пошлО, - «Последнее чувство на земле» - ибо, по факту, одно чувство у них всё же остается, как и надежда, что это еще не конец.
«Сейчас темно, но они чувствуют дыхание друг друга и биение сердца, потому, что вот как продолжается жизнь».Что-то во всем этом есть. А может, наоборот, чего-то нет. Впрочем, наверное, это одно и то же.