У групп, исполняющих музыку в стиле progressive metal, есть одна интересная особенность: они все вынуждены балансировать на тонкой грани между progressive и metal. Сделаешь структуру вещи чуть сложнее - и просто так дрыгать телом под нее не выйдет, придется слушать и наслаждаться. А ударишься в нарезание мяса и жира штабелями - так слушать мало чего останется, получится просто песенка с гитарами и барабанами. Можно, конечно, сказать, что миссия вполне выполнима, мол, многие так делают и справляются... Но не стоит забывать, что две стороны одного стиля требуют, кроме всего прочего, еще и принципиально разного подхода к звуку.
Решим музыкальную задачку. Дано: коллектив Royal Hunt в составе семи человек (гитара-бас-барабаны, клавиши, вокалист и две самостоятельные бэк-вокалистки; гитарист, басист и клавишник тоже иногда бэкали), их музыкальный материал, звуковоспроизводящий тракт, звукооператор с командой техников, зал "Колизео" в Огнях Уфы, пачка слушателей-зрителей в количестве примерно 150-200 человек. Вопрос: что из всего этого получилось?
Посетителей было примерно столько, сколько обычно ходят в Уфе на такие концерты. Уже как-то замечали, что кого бы не привезли в Уфу из подобных групп, на концерт всегда придет 150-200 человек. И да, все так и было. Счастливая публика, кажется, не испытала особого дискомфорта в связи с неработающим гардеробом и была рада поглощать звук не только собой, но и своей одеждой. Но о звуке и о том, чем и кем он поглощался, чуть позже.
Royal Hunt вышли на сцену именно так, как полагается делать такие вещи ВИА, исполняющими музыку с хотя бы некоторым наличием чего-то, что можно обобщенно назвать "Эпичность". То есть, все началось с включения записи интерлюдии, которая была более помпезная, чем все остальное, что там было потом, и на сцену вышли музыканты. Вышли, значит, заняли свои позиции и начали играть свою музыку, как это обычно делают люди, выходящие с инструментами на сцену. Играли одну за одной и в перерывах вели с залом задушевные беседы. Звучали, как я понял, преимущественно новые вещи, которые с альбома 2011го года. О музыке из всего стоит сказать то, что она сделана очень профессионально. Именно не хорошо и не интересно, а профессионально. Выдержанная в одном ключе стилистика, свои личные характерные клише (например, припевы, в которых тему держит многоголосье, а лид-вокалист поет с ними в диалоге), продуманные аранжировки, закономерная динамика, отличное исполнение. И ничего лишнего. Ну, почти ничего.
Группа очень порадовала своим поведением на сцене. Вот что обычно говорит вокалист залу между треками? Да всякую дурь, если по-честному. "Привет, мы группа Владыки Миров из Нижнедюртюлинска, мы очень рады для вас сегодня играть, а сейчас давайте-ка похлопайте нам погромче: мы сделаем вид, что играем дофига содержательную музыку уровня помпезных композиторов эпохи классицизма, а вы сделаете вид, что вам нравится...". Нет, понятное дело, они сказали залу "Привет, мы Роял Хант" и "У вас тут очень клево", куда ж без этого. Но вместо необоснованных понтов был очень приятный и ненавязчивый юмор. Шутить на сцене так, чтобы было классно и к месту - это ведь уметь надо, это посложнее, чем строить суровую рожу и накручивать свое ЧСВ до небес. Кстати, вокалиста действительно надо отметить отдельно. Редко можно увидеть хорошую пластику, которая при этом не мешает попадать в ноты.
Группам, едущим в Россию, наверное, нужно заранее говорить, что международный язык будут знать от силы 5-10% людей в зале, как бы просто и понятно не изъясняться.
В один момент группа ушла и оставила на сцене одного гитариста, который принялся развлекать народ своим умением играть много звуков. И тут вот то самое "почти", которое встретилось абзацем выше, дало о себе знать. Во-первых, почему гитаристы в таких ситуациях считают своим долгом играть звуковую кашу вместо чего-то осмысленного? Вон, скрипачи же играют одноголосные произведения без аккомпанемента, почему гитаристы не могут? Это было бы гораздо приятнее слушать, и вся крутизна сразу стала бы оправданной. А во-вторых...
Так вышло, что с акустическими инструментами не встает вопрос об их естественных тембре и громкости. Вот как звучит - так и должно быть. А что делать с электрическими? Перегруженная электрогитара, звучащая одна, выдает нам всю подноготную с потрохами. На самом деле у нее очень мерзкий звук, к тому же выкрученный до одурения громко. Возможно, мерзкость именно из-за громкости. Возможно, еще не придумали такого звукового тракта, который был бы способен сделать перегруженный звук красивым. Когда современная музыка решит эту проблему, наступит рай на Земле. Вам никогда разве не хотелось слышать на рок-концертах звук, сравнимый по красоте с камерным оркестром?
Вот тут себя и проявляет баланс слов progressive и metal. Ведь по-настоящему красивую музыку надобно слушать.
На сцене стояли акустические гитары. Очень хотелось, конечно, чтобы они побольше сыграли в акустику. К сожалению, они сыграли мало, и прозвучало это не очень. Димеола лучше звучал. Но музыка классная.
Ну что, решили задачку?
Еще раз прошу прощения, что так поздно написал. Госники, чтоб их.