«И никогда еще до этого я не испытывал такого глубокого чувства отрешенности от себя самого и в то же время своего присутствия в мире.» - Альбер Камю. Брачный пир.
Любят наши переводчики быть поближе к народу, и фильм с таким многогранным по смыслу названием Detachment отправляют в прокат как «Учитель на замену». Detachment – это «отчужденность», «беспристрастность», «независимость», «орудийный расчёт», «откомандирование», каждое из пяти этих слов, как пальцы одной руки, листающие страницы дневника простого учителя американской школы.
Кто снял Detachment? Тони Кэй, режиссёр «Американской истории X», фильма, который в прокате провалился, но стал культовым. Не уверен, что подобную культовую судьбу ожидает Detachment, но то, что в прокате он не соберёт денег столько, сколько нужно, и что пройдёт мимо критиков, и мимо вас тоже пройдёт, в этом я уверен. Потому что это уже произошло, и надеяться на ажиотаж в российском прокате, куда фильм попадёт через десять дней, как-то смешно. Почему на родине фильм не был замечен и попав всего лишь в 15 кинотеатров собрал жалкие 60-70 тыс. долларов? Думаю, всё дело в негласной американской цензуре, стерегущей массы портящих, обличающих блестящий манекен U.S.A. фильмов, таких как Detachment.
В главной роли Эдриан Броуди, вечный пианист, и это его лучшая после фильма Полянского роль, всё-таки это его - играть страдающих под гнётом несправедливости этого мира интеллигентов, амплуа, из которого не то что бы невозможно выбраться, просто этого Броуди делать не стоит.
Учителя зовут Генри, Генри Бартес, три недели он будет заменять учителя в не самой благополучной школе. Генри это герой Джерома Сэлинджера с мыслями Альбера Камю в голове, повзрослевший Холден, мечта которого «стеречь ребят над пропастью», кажется, осуществилась в отдельно взятом городе, в отдельно взятой школе, но как их всех спасти, если сам стал пуст, дав себя всесторонне ассимилировать Постороннему?
Странная судьба постигла книгу Сэлинджера «Над пропастью во ржи», он помог многим подросткам выстоять и не сломаться, наверняка уж так оно и было, и есть... И в тоже время Джон Хинкли, совершивший покушение на Рональда Рейгана, маньяк Джон Роберт Бардо, убивший актрису Ребекку Шеффер, и Марк Чепмен, выстреливший в Джона Леннона – все они таскали с собой этот роман, как наставление. Генри тоже не удалось спасти
всех бегущих к пропасти, но ведь он делал всё возможное, и кажется сам увидел, куда ему нужно идти.
Мне нравится, что Тони Кэй не навязывается, он разговаривает, пытается разобраться и понять все стороны (дети, учителя, родители), он говорит, пользуясь священным правом слова: смотрите, насколько прогнило ваше общество, насколько глубоко масс-медиа и информационный террор двоемыслия проникли в сознание людей, которые уже не могут самостоятельно отличить ложь от правды, и что нельзя бескомпромиссно винить каждого, когда виной всему амбразура под названием Система. Кэй разговаривает устами Генри, кадрами с его монологами-рассуждениями о своей работе, о жизни; Кэй не ограничивается конфликтом учитель-ученики, это мы уже видели не раз - Кэй заполняет пространство драмы отношениями Генри со своим умирающим в клинике дедом, отношениями с коллегами-учителями, у каждого из которых свои проблемы вне работы, и отношениями с малолетней проституткой Эрикой, подобранной им на улице, и для него она просто ребёнок, но для неё... И этим тоже сюжет не ограничивается, и у Кэя получилось сделать полутарочасовой фильм таким же многосмысленным, как и его название Detachment.
Смотреть этот фильм или не смотреть дело ваше. Я поставил 9/10, там тоже иногда снимают нормальное кино, даже сейчас.
«Весь этот нескончаемый пасмурный день, в глухой осенней тишине, под низко нависшим хмурым небом, я одиноко ехал верхом по безотрадным, неприветливым местам. Наконец Когда Уже смеркалось передо мной предстал дом Ашеров. Едва я его увидел, мною, не знаю почему, овладело нестерпимое уныние. Однообразные окрестности ничем не радовали глаз. Угрюмые стены, белые, мертвые стволы иссохших деревьев. От всего этого становилось невыразимо тяжко на душе. Сердце мое наполнил леденящих холод. Томила тоска. Сердце оцепенело. Отчуждение.» - Эдгар Аллан По. Падение дома Ашеров.