Опасный метод / A Dangerous Method
режиссер: Дэвид Кроненберг
год: 2011"Все ангелы говорят по-немецки, это традиция"
Давний интерес Кроненберга к теориям Юнга и Фрейда, выказанный в ранних фильмах - «Бешеная» и «Сканеры» наконец вылился в полноценное кино, раскрывающее картину взаимоотношений вышеупомянутых личностей и тех, кто так или иначе повлиял на их судьбу.
Первостепенный персонаж «Опасного метода» - Карл Юнг (Майкл Фассбендер), а ключевые фигуры в его судьбе - Фрейд, русская еврейка Сабина Шпильрейн и свихнувшийся врач Отто Гросс.
До «Опасного метода» я не воспринимала Киру Найтли как хорошую актрису. Не было случая увидеть ее в более или менее харАктерной роли. Кроненберг дал ей шанс показать себя, и та его не упустила, смогла выложиться - убедительно сыграть Сабину Шпильрейн, истеричную невротичку – пациентку Юнга. Чего только стоят ее жуткие гримасы, заламывания рук, вопли во время припадка, - с этой сцены и начинается фильм. Не зная ничего о нем, можно поначалу решить, что это очередная картина про одержимую бесами и всякий экзорцизм. Хотя, так тоже можно сказать, с одной лишь разницей, что данная симптоматика рассматривается с научной точки зрения – а именно, с фрейдовской, сторонником которой Юнг был в начале своего пути.
В фильме хорошо показывают юнговскую теорию архетипов в практике, которую тот первоначально пробует на своей жене. Интерпретируя результаты этого опыта, Сабина, в качестве ассистентки Юнга, раскрывает свой мыслительный потенциал (к тому же лечение по методу Фрейда дает хороший результат), и из пациентки она превращается в ученицу Юнга, а впоследствии – в успешного психиатра.
Вскоре доктор Юнг знакомится со знаменитым Фрейдом, которому одна половина Австрии поклоняется, вторая – осуждает. Вигго Мортенсон, кочующий из одного фильма Кроненберга в другой («Оправданная жестокость», «Порок на экспорт), - небезуспешно, кстати, - здесь небезосновательно на «отлично» предстал в своей роли. Фрейд получился «живым». Не сухим безликим ученым мужем как, например, в сартровской пьесе «Фрейд», а яркой личностью, коей не чуждо ничего человеческое.
Гвоздем, вбитым в дверь спокойствия Юнга, становится Отто Гросс (Винсент Кассель) - некогда психиатр, ныне страдающий тяжелым неврозом. По просьбе Фрейда Юнг принимает его в свою клинику на лечение. Всегда бывают такие люди - они приходят неоткуда и уходят в никуда, приходят ненадолго, но кардинально меняют твое сложившееся миробытие. Не напрямую, а подчас опосредованно, косвенно. Бросают зерно, которое впоследствии фатально прорастает. Теория Гросса пошла дальше фрейдовской – тотальная практика в сфере неограничивания своих сексуальных желаний.
«Одержимость Фрейда сексом, связана с тем, что, вероятно, ему самому его недостает» - язвит он.
По Гроссу, полигамия – это естественная потребность мужчины,
«Поддайтесь искушению, главное – не упустить что-то новое» - говорит он Юнгу.
Последний понимает, что всё это противоречит его внутренним убеждениям, но в свете тяги к пациентке Сабине и потери сексуального интереса к вечно беременной жене, речи Гросса приобретают судьбоносное значение.
Получается, что Юнг поочередно испытывает влияние Фрейда, Шпилрейн и Отто Гросса. Каждый из них является носителем всепроникающей идеи: Фрейд убеждает его в превосходстве либидоцентризма (скажем так), Шпильрейн совращает сексом, а Гросс – искушая на полигамию. Все эти факторы погружают сознание Юнга в неопределенность и противоречие . В итоге на экране перманентное противостояние Юнга с чуждым влиянием. С переменным успехом. Если от влияния Фрейда ему удается уйти, то от воздействия Сабины и Гросса – нет
Жажда Фрейда интерпретировать любые симптомы неврозов сексуальной сферой вызывают у Юнга несогласие: «Не может же вселенная висеть на одном гвозде» - говорит он. В итоге их дружественное общение сходит на «нет» и прекращается. Причиной становятся не только их научные расхождения. Невидимой линией Кроненберг прочерчивает границу между арийцем Юнгом и евреем Фрейдом. И это неспроста, зная, что позже Юнг стал приверженцем гитлеровских идей, а Фрейд был изгнан из Австрии нацистами.
Намек на события последующих мировых войн дается в виде повторяющегося апокалептического сна Юнга.
Если посмотреть на сюжет схематично, то Юнг и его ученица проходят один и тот же путь, только в противоположных направлениях: от уверенности и цельности Юнг попадает в условия дезориентации, а Сабина избавляется от своей патологии и добивается желаемого. В одной сцене Юнг говорит ей, что только страдавший врач, может исцелять других, что далее и происходит с Сабиной Шпилрейн. По финальным титрам, мы узнаем, что такое впоследствии происходит и с самим Юнгом.
«Опасный метод» держится на 3-х столпах: 1) шикарные декорации, детально воссоздавшие быт того времени; 2) хорошая актерская игра и убедительные образы; 3) интересные диалоги, коих много и они проработаны тщательно, причем юморную сторону создатели также не обошли.
В силу своей малодинамичности и диалогичности, это кино может показаться для кого-то скучным. Да, шикарное скучное кино. Но шикарное интересное кино для поклонников Кроненберга и тех, кто интересуется психологией в целом, и Фрейдом, Юнгом, в частности – вот им будет очень интересно!
А остальным можно поставить опыт над собой и посмотреть, ведь
«несмотря на болезненность опыта, он неизбежен и необходим, иначе как бы мы узнали жизнь» (Фрейд) =)
Бесспорно, на сегодняшний день самая масштабная работа режиссера.