Опасный метод (A Dangerous Method) // 2011

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Cordelia

  • ФемАгент Моссада и
  • камрад RU
  • ***
  • Сообщений: 15147
  • Репутация: +772/-38
  • Пол: Женский
  • Мы Чужие на этом празднике андроцентризма
    • Просмотр профиля
Опасный метод (A Dangerous Method) // 2011
« : 25 Марта 2012, 19:05:59 »
Опасный метод / A Dangerous Method
режиссер: Дэвид Кроненберг
год: 2011

"Все ангелы говорят по-немецки, это традиция"

Давний  интерес Кроненберга к теориям Юнга  и Фрейда, выказанный в  ранних фильмах - «Бешеная» и «Сканеры» наконец вылился в полноценное кино, раскрывающее картину  взаимоотношений  вышеупомянутых личностей и тех, кто так или иначе повлиял на их судьбу.
Первостепенный  персонаж  «Опасного метода» -  Карл Юнг (Майкл Фассбендер), а  ключевые фигуры  в его судьбе  - Фрейд,  русская еврейка Сабина Шпильрейн и свихнувшийся врач Отто Гросс.

До «Опасного метода» я не воспринимала Киру Найтли как хорошую актрису. Не было случая увидеть ее в более или менее харАктерной роли. Кроненберг дал ей шанс показать себя, и та его не упустила, смогла выложиться - убедительно сыграть  Сабину Шпильрейн, истеричную невротичку – пациентку Юнга. Чего только стоят ее жуткие гримасы, заламывания рук, вопли во время припадка, - с этой сцены и начинается фильм. Не зная ничего о нем, можно поначалу решить, что это очередная картина  про одержимую бесами  и всякий экзорцизм. Хотя, так тоже можно сказать, с одной лишь разницей, что данная симптоматика  рассматривается с научной точки зрения – а именно, с фрейдовской, сторонником которой Юнг был в начале своего пути.

В фильме  хорошо показывают  юнговскую теорию архетипов  в практике, которую тот первоначально пробует на своей жене.  Интерпретируя  результаты этого опыта, Сабина, в качестве  ассистентки Юнга,  раскрывает свой мыслительный  потенциал (к тому же лечение по методу Фрейда дает хороший результат), и из пациентки она превращается в ученицу Юнга, а впоследствии – в успешного психиатра.

Вскоре доктор Юнг знакомится со знаменитым Фрейдом, которому одна половина Австрии поклоняется, вторая – осуждает.  Вигго Мортенсон,   кочующий  из одного фильма Кроненберга в другой («Оправданная жестокость», «Порок на экспорт), - небезуспешно, кстати,  - здесь небезосновательно на «отлично» предстал  в своей роли. Фрейд  получился «живым». Не сухим безликим ученым мужем  как, например,  в сартровской пьесе «Фрейд», а яркой личностью, коей не чуждо ничего человеческое.



Гвоздем, вбитым  в дверь спокойствия Юнга, становится Отто Гросс (Винсент Кассель) -  некогда психиатр, ныне страдающий тяжелым неврозом. По просьбе Фрейда Юнг принимает  его в свою клинику на лечение. Всегда бывают  такие люди -  они приходят неоткуда и уходят в никуда, приходят ненадолго, но кардинально меняют твое сложившееся миробытие. Не напрямую, а подчас  опосредованно, косвенно. Бросают зерно, которое впоследствии фатально  прорастает. Теория Гросса пошла  дальше фрейдовской –  тотальная  практика  в  сфере  неограничивания своих сексуальных желаний.
«Одержимость Фрейда сексом, связана с тем, что, вероятно, ему самому его недостает» - язвит он.
По Гроссу, полигамия – это естественная потребность мужчины,
«Поддайтесь искушению, главное – не упустить что-то новое» - говорит он Юнгу.
Последний понимает, что всё это противоречит его внутренним убеждениям, но в свете тяги к  пациентке Сабине и потери сексуального интереса к вечно беременной жене, речи Гросса приобретают судьбоносное значение.

Получается, что Юнг поочередно испытывает влияние Фрейда, Шпилрейн и Отто Гросса. Каждый из них  является носителем  всепроникающей идеи:  Фрейд убеждает его в  превосходстве либидоцентризма (скажем так),  Шпильрейн совращает  сексом, а Гросс – искушая на полигамию. Все эти факторы погружают сознание Юнга в неопределенность и противоречие .  В итоге на экране перманентное противостояние  Юнга с  чуждым влиянием.  С  переменным успехом. Если от влияния Фрейда ему удается уйти, то от воздействия Сабины и Гросса – нет

Жажда Фрейда  интерпретировать любые симптомы неврозов  сексуальной сферой вызывают у Юнга несогласие:  «Не может же вселенная висеть на одном гвозде» - говорит он. В итоге их дружественное общение сходит на «нет» и прекращается. Причиной становятся не только их научные расхождения. Невидимой линией Кроненберг прочерчивает  границу между арийцем Юнгом и евреем Фрейдом. И это неспроста, зная, что позже Юнг стал приверженцем гитлеровских идей, а Фрейд был изгнан из Австрии нацистами. 
Намек на  события последующих мировых войн дается  в виде повторяющегося апокалептического сна Юнга.

Если посмотреть на сюжет схематично, то  Юнг и его ученица проходят один и тот же путь, только в противоположных направлениях:  от уверенности и цельности Юнг  попадает  в условия  дезориентации, а Сабина избавляется от своей патологии и добивается желаемого.  В одной сцене Юнг говорит ей, что  только  страдавший врач, может исцелять других, что далее и происходит с Сабиной Шпилрейн. По финальным  титрам, мы узнаем, что  такое впоследствии происходит и  с самим Юнгом.

 «Опасный метод» держится на 3-х столпах:  1) шикарные декорации, детально воссоздавшие быт того времени;  2) хорошая актерская игра и убедительные образы;  3) интересные диалоги, коих много и они проработаны тщательно, причем юморную сторону создатели также не обошли.
В силу своей малодинамичности и диалогичности, это кино может показаться для кого-то скучным. Да, шикарное скучное кино. Но шикарное интересное  кино для  поклонников  Кроненберга и тех, кто интересуется психологией в целом, и  Фрейдом, Юнгом,  в частности – вот им будет очень интересно!
А остальным можно поставить опыт над собой и посмотреть, ведь «несмотря на болезненность опыта, он неизбежен и необходим, иначе как бы мы узнали жизнь» (Фрейд) =)

Бесспорно, на  сегодняшний день самая масштабная работа режиссера. :up:
« Последнее редактирование: 27 Марта 2012, 21:21:31 от Cordelia »
:killumnik: Не бойся меняться! Ножом по горлу: был живой, стал мертвый!

Оффлайн Metis

  • Увлеченный драммингом
  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 954
  • Репутация: +28/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • Онлайн-визитка Рената Янбекова
Re: Опасный метод (A Dangerous Method) // 2011
« Ответ #1 : 25 Марта 2012, 22:16:16 »
Cordelia, чертовски заинтриговала!  :up: Буду смотреть!!!

з.ы. Интересно, не подмешал ли Кроненберг в картину немного киберпанка? Хотя бы в виде болезненного сна невротички?  :think: Было бы круто :)
I pulled into Nazareth, feeling 'bout half past dead

Моя книжка для драммеров http://www.ozon.ru/context/detail/id/7597441/

Оффлайн Nasos

  • А с виду вроде нормальный
  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 1439
  • Репутация: +75/-1
  • Пол: Мужской
  • Ноосфера
    • Просмотр профиля
    • Ноосфера - www.noosphere-music.ru
Re: Опасный метод (A Dangerous Method) // 2011
« Ответ #2 : 25 Марта 2012, 23:45:56 »
Рецензия замечательная. Заценю. А Киру Найтли я вот даже в "Пиратах" люблю. Ну нравится мне она :)
« Последнее редактирование: 26 Марта 2012, 00:19:06 от Nasos »

Оффлайн Vovan

  • Наш там
  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 24382
  • Репутация: +1130/-82
  • Шпион ГРМ
    • Просмотр профиля
Re: Опасный метод (A Dangerous Method) // 2011
« Ответ #3 : 26 Марта 2012, 00:01:18 »
Давний  интерес Кроненберга к теориям Юнга  и Фрейда
всё понятно, спасибо за предупреждение :gigi:
+

Оффлайн Metis

  • Увлеченный драммингом
  • человек RU
  • **
  • Сообщений: 954
  • Репутация: +28/-0
  • Пол: Мужской
    • Просмотр профиля
    • Онлайн-визитка Рената Янбекова
Re: Опасный метод (A Dangerous Method) // 2011
« Ответ #4 : 26 Марта 2012, 09:37:25 »
Цитата: Nasos
А Киру Найтли я вот даже в "Пиратах" люблю. Ну нравится мне она :)

 :agree: Я ради нее только "Пиратов" и досмотрел  :D
I pulled into Nazareth, feeling 'bout half past dead

Моя книжка для драммеров http://www.ozon.ru/context/detail/id/7597441/

Оффлайн Блудливый Ланцелот

  • шабнигурат RU
  • *
  • Сообщений: 8
  • Репутация: +1/-0
    • Просмотр профиля
Re: Опасный метод (A Dangerous Method) // 2011
« Ответ #5 : 27 Марта 2012, 15:26:30 »
Кира не хорошая актриса??
Меня она начала приятно удивлять после фильма  "Искупление", потом шел в том же стиле "Запретная любовь"

Оффлайн Cordelia

  • ФемАгент Моссада и
  • камрад RU
  • ***
  • Сообщений: 15147
  • Репутация: +772/-38
  • Пол: Женский
  • Мы Чужие на этом празднике андроцентризма
    • Просмотр профиля
Re: Опасный метод (A Dangerous Method) // 2011
« Ответ #6 : 27 Марта 2012, 16:10:28 »
Блудливый Ланцелот, спасибо, детка, посмотрю  ;)
:killumnik: Не бойся меняться! Ножом по горлу: был живой, стал мертвый!

Оффлайн Elkiva

  • шабнигурат RU
  • *
  • Сообщений: 216
  • Репутация: +7/-0
  • Пол: Женский
    • Просмотр профиля
Re: Опасный метод (A Dangerous Method) // 2011
« Ответ #7 : 02 Апреля 2012, 12:28:18 »
есть фильм Сабина, где та же история, только под другим углом) тоже интересно снят) а Кира на мой взгляд слишком уж переигрывала, когда ее колбасило от воспоминаний)