Меланхолия // Melancholia
Режиссер: Ларс фон Триер
В ролях: Кирстен Данст, Шарлотта Генсбур, Кифер Сазерленд, Шарлотта Рэмплинг, Джон Херт, Александер Скарсгорд, Стеллан Скарсгорд, Брэди Корбет, Удо Кир, Еспер Христенсен
Страна: Дания, Швеция, Франция, Германия,
Год выхода: 2011
Продолжительность: 130 мин.
Вместо пролога:
Меланхо́лия (от др.-греч. μελανχολία «меланхолия», из μέλας «чёрный, тёмный» + χολή «желчь; гнев») — в русской терминологии «мрачное помешательство» — термин, обозначавший в начале XX века один из видов психических расстройств. Понятие близко к современному понятию депрессии, а также отдалённо с меланхолическим темпераментом.
Согласно Энциклопедическому словарю Брокгауза и Ефрона:
Сущность психических изменений при меланхолии заключается в том, что субъект находится в печальном, подавленном настроении, не мотивированном или недостаточно мотивированном внешними обстоятельствами, и что психическая деятельность его вообще сопровождается неприятными, болезненными мучениями.
Вместе с тем в сознании преобладают представления, соответствующие грустному расположению духа; фантазия и воспоминания больного направлены исключительно на неприятные вещи и события, он все видит в мрачном цвете, ничто его не радует, жизнь становится ему тягостной, стимулы к деятельности слабеют или совершенно исчезают, он делается малоподвижным, безучастным к своим важнейшим жизненным интересам, считает лучшим исходом смерть, которая нередко осуществляется путем самоубийства. Во многих других случаях на почве этого угнетаемого состояния духа возникают нелепые бредовые идеи и обманы чувства.
меланхолия протекает исключительно в виде беспричинного угнетенного состояния, так и тогда, когда сознание наполняется перечисленными идеями бреда и галлюцинациями, по временам больные подвергаются приступам сильнейшей тоски со страхом и двигательным возбуждением, и под влиянием этих приступов иногда впадают в неистовство (raptus melancholicus).
Сюжет:
В принципе на сих нотах можно было бы и закончить рецензию, если бы не некоторые обстоятельства и моменты, в которые Триер вложил свой смысл.
Основой сюжета является страшная новость для всего человечества - некая безжизненная и покрытая льдом планета, имя которой Меланхолия, движется по странной, но вполне предсказуемой траектории, где последним препятствием на её пути будет планета Земля. Гибель всего живого неминуема, спасения нет. Это прекрасно понимают все главные герои картины, непонятным остаётся лишь тот факт - ЗАЧЕМ ГЛАВНЫМ ГЕРОЯМ ФИЛЬМА ДАНО ЦЕЛЫХ 5 ДНЕЙ?
Никто не пытается прожить эти 5 дней достойно, зная что дальше только смерть и возможно пустота, ведь ни одна живая душа в этом мире не знает, что по ту сторону жизни? И есть ли там вообще что-то? А может и нет ничего и эта жизнь одна единственная - так почему же не прожить её так, как хотелось бы всю жизнь, но законы и разного рода искусственно созданные условности и ограничения заставляли глушить в себе эти желания?
Но нет!
Если бы было так, как указано выше, то режиссёром был бы кто угодно, но только не Ларс Фон Триер.
Весь фильм на зрителя давит одна большая депрессия, в серо-голубых тонах, слёзы, постоянные нервные срывы, расстройства и всё то что указано выше.
Вместо ожидаемого мы видим очередной слабопредсказуемый спектакль, с (на первый взгляд) непонятным развитием сюжета, где одна маленькая семья из элитных кругов мира сего, забившись у себя дома занимаются самоуспокоением, что смерть пролетит мимо, как пролетела мимо Марса, Меркурия.
Но увы!
Зачем смерти мертвые планеты - ведь там нет жизни, которую она может прекратить в один момент, а души забрать с собой - в этом мертвом окружении только Земля населена жизнью, и посланец смерти знает свою дорогу и свой конечный пункт назначения и в этот день она выглядит ОЧЕНЬ КРАСИВО.
Эпилог
Я никогда не мог понять картины Ларса Фон Триера до конца. Определённо он вкладывает в них свой глубокий смысл, местами это выглядит заумно, местами пошло и мерзко, а иногда казалось бы попахивает идиотизмом. Так и здесь - я не понял зачем было на пол фильма рассусоливать совершенно мне непонятную свадьбу, с депрессивно-недовольной рожей ненавистной мне Кирстен Данст, которая совершает абсолютно ненормальные поступки, что наводит на зрителя ещё большую тоску и уныние, а кого то сие поведение взбесит.
Фильм предназначен не для широкой аудитории. Тот, кто любит творчество данного режиссера - добро пожаловать, кто не любит думать - даже не пытайтесь смотреть, ибо его нужно смотреть все 2 часа без перемоток - это не Армагеддон или Послезавтра, это больше Тарковщина.
Оценивать по бальности не буду - ибо глупо.