Мальчик в полосатой пижаме / The Boy in the Striped Pyjamas
режиссер - Марк Херман
страна - Сша, Великобритания
год - 2008"И ежели нас в толпе, тысячу лет спустя,
окликнет ихний дозор, узнав по плоскостопию,
мы прикинемся мертвыми, под каблуком хрустя:
подлиннику пустоты предпочитая копию..."
Это кино дико заинтересовало, как только увидела постер обложки.
"Мальчика в полосатой пижаме" можно поставить в один ряд со
Страной приливов и
Невидимыми детьми.По сути та же тема - взгляд ребенка на происходящее вокруг. Мир глазами детства.
Насколько то, что они видят и то, что есть действительность, разнИтся. И всё это - на фоне войны, вернее одного из ее проявлений, ужасного и бесчеловечного.
Итак, холокост глазами ребенка.Маленький мальчик с невинными голубыми глазами - Бруно. У него благополучная семья, папа, мама, сестра. Отец военный, получает повышение и они переезжают на новое место жительства, на отшиб.
Мальчик печалится, что здесь ему играть не с кем, но потом с окна второго этажа видит, что вдалеке видна какая-то ферма, где много детей.
"Можно я пойду поиграю с детьми фермеров?" - спрашивает он - правда, они какие-то странные"
Зритель не сразу понимает, какая теперь должность у отца Бруно, и что это, собственнно, за "ферма" там, вдалеке. И что за трубы, откуда часто валит едкий дым. Не знает этого Бруно. Не знает этого и его мать. Отец знает, - "в этих печах жгут мусор, сынок",
это его долг, ради благополучия великой Германии, во славу Рейха. Своих родных он держит в неведении до последнего, зачем им знать про ужасы войны.
Дом охраняется солдатами, но любопытный Бруно находит лазейку и идет играть в лес, выйдя из которого, видит ребенка, еврейского мальчика Шмуля.
Такого же, как он, - 8 милетнего ребенка. Различия лишь: полосатая "пижама" и колючее ограждение, их разделяющее. Шмулю тоже невдомек происходящее. Не понимает, куда исчез его отец, которого повели строить барак в другом лагере.
"А что значат номера на твоей груди? это такая игра?"- спрашивает Бруно.
В доме прислуживает хромой убогий Павел, делает грязную работу.
Бруно, узнав, что он раньше был врачом, удивляется: "Странные вы, взрослые, а зачем тогда ты чистишь картошку?"
В "Стране приливов" маленькая Джелиза-Роза бодяжит отцу-торчку герыч в ложке. Не ведая, не понимая, весь мир для нее - игра, игрушки и ничего более.
Здесь у Бруно такая же роль. Ужас происходящего рядом его не касается, он окутан защитной аурой доброты и благополучия. Ему многое непонятно, но взрослые не объясняют. Мать, узнав всю полноту картины, впадает в истерику и начинает обвинять, презирать мужа.
Появляется домашний учитель, этот старый хрен учит детей "правильному", хорошо промывает мозги, после сестра начинает развешивать на стенах своей комнаты портреты Гитлера.
Бруно же недоумевает: "А еврей может быть хорошим?",
"Скажи мне, если найдешь хоть одного"- отрезает учитель.
Создатели очень четко и умело показали, насколько тонка грань между непримиримыми нациями.
"Они не такие, как мы, они другие" - пытается объянисть мать помягче.
А Бруно понимает по-своему - всё дело в полосатой пижаме, у его нового друга Шмуля она есть, у него нет.
В конце концов в ней ведь и оказывается дело. Какая ирония судьбы. Злой чудовищный оскал смерти.
Если жернова смертельной мельницы запущены, то берегись, она перемелет в кровавую муку всякого, туда попавшего, без разбора, еврей ты или ариец, и это есмь возмездие, есмь расплата глупых слепых людей, возомнивших себя Богами. Ибо зло есть зло, в какую бы обертку ее не заворачивали, патриотизма ли, или еще какого псевдоблага.
Замечательная драма,
что мне очень понравилось - создатели не пытались выжать слезу из зрителя и шокировать сценами экзекуций, как, например, в
"Пианисте". Здесь подход другой, почти гениальный: весь ужас где-то за занавесом, за дверью, об это не говорится, это будто идет боком, но мы об этом догадываемся,
фильм кажется поверхностыным, тема будто нераскрыта - но ни фига. Здесь основной гвоздь - восприятие ребенка. Всё через призму его невинного неведающего взгляда. И поэтому зритель во власти своего воображения, и это очень впечатляет, и держит в разы сильнее, чем если ему бы всё разжевали. Конечная немая сцена - просто шедевр! безаппеляционно- получайте! такое бы никогда не сняли немцы, как бы их отдельные представители сейчас не раскаивались в содеянном их предками.
Вон он - уроборос! змея кусает собственный хвост.
закрывшаяся черная дверь..... вкрик матери .....опущенные руки отца....проливной дождь...одни символы.как у Метерлинка в пьесе "Вторжение смерти" -приоткрылась дверь, скрипнула половица....больной, лежащий в постели, умер.
Браво!
Нет больше слов...