Экранизация одноименного романа Филиппа К. Дика
Жанр: фантастика, триллер
Режиссер: Ричард Линклейтер
В ролях: Киану Ривз, Вайнона Райдер, Вуди Харрельсон, Роберт Дауни мл.
Что видит сканер: Может ли он видеть то, что творится в голове? В сердце? Может ли он заглянуть в душу?..Порою мне кажется, что Филипп К. Дик, создавая одноименный роман, мысленно представлял себе картинки из этого фильма. Сегодня я посмотрел, пожалуй, одну из самых точных и близких по духу к оригиналу экранизаций в истории кино. Но подходил ли для экранизации первоисточник? Вопрос спорный. Но обо всем по порядку.
Главной фишкой данной картины является ее визуальная часть. Все просто, мы видим оживший комикс. Скажу честно – наверное, для реализации подобного на экране нужно быть гением. Скриншоты просто не способны передать всей царящей в кадре галлюциногенности, это нужно смотреть в движении. «Живые» декорации очень умело комбинируются с рисованными, переходов просто не замечаешь, да и живая анимация кажущихся рисованными актеров производит воистину ошеломляющий эффект.
Теперь переходим к сюжету. Это история о паранойе, наркотиках, раздвоении личности, проблемах самоопределения, желании убежать от реальности (или вернутся к ней?), затянутая в оболочку аккуратненького киберпанка. И именно здесь нас может ожидать главное разочарование. Сюжет слишком запутан, чтобы подаваться столь сверкающим путем (сложно одновременно погружаться в визуальную составляющую картины, и анализировать все сцены, правильно собрать которые воедино мы можем лишь зная концовку) и слишком не динамичен, чтобы быть экранизированным вообще, а тем более – таким способом. Любители больших взрывов, стрельбы, хай-тэковых гаджетов, погонь и т.п. наверное, почувствуют себя обманутыми. С другой стороны, эта история пестрит весьма и весьма удачными сценами а-ля «Страх и Ненависть в Лас-Вегасе», тщательно выписанными из оригинала диалогами (которые у Дика всегда получались очень хорошо) и колоритными персонажами.
Актерская игра не поражает воображения, но и назвать «плохой» ее язык не поворачивается. Киану Ривз играет очередного Нео, причем если в «Матрицах» это был «Нео обычный», в «Константине» - «Нео готичный», то здесь это – «Нео казуальный, обдолбанный и сомневающийся». Тем не менее, нужно отметить, что роли людей «на грани чего-то» даются ему не так уж плохо. О Вайноне Райдер сказать откровенно нечего, зато очень хорошей игрой порадовал Роберт Дауни, показав очень харизматичного «недозлодея».
Говоря о музыкальном сопровождении, стоит наверное назвать одно слово – Radiohead. А нравится вам такое или нет – решать вам. Но в атмосферу картины вписывается идеально.
В итоге мы имеем первую экранизацию Филиппа К. Дика без упрощений, и именно это переводит «Помутнение» из разряда рядового кино в разряд арт-хауса. «Вспомнить Все», «Особое Мнение», «Час Расплаты» были хорошими фильмами. Но их связь с оригиналом на деле ограничивалась названием, картины так или иначе теряли весь интеллектуальный подтекст оригинальных книг. А здесь – совсем другое дело.
Кстати. Внешность обманчива. В отличие от «Города Грехов» кинокомиксом здесь и не пахнет. Так что… если вы любите аккуратные умные фильмы – однозначный мастхэв. Остальным – только ради визуальной оболочки.
Надо заметить, что в прокат в России картина не выходила, а тираж на ДВД довольно ограничен.
Скриншоты: