Моя рецензия:
Волкодав из Рода Серых Псов (2006)Режисер:
Николай Лебедев
В ролях:
Александр Бухаров, Оксана Акиньшина, Игорь Петренко, Андрей Руденский, Анатолий Белый, Наталья Варлей, Александр Домогаров, Йозас Будрайтис, Артем Семакин
На эту картину было возложено слишком много ожиданий. В наших оптимистичных мечтах она была долгожданным возрождением после провального для отечественного кинематографа 2006 года с его знаковым аляповато-трэшевым «Дневным Дозором» и чуть менее знаковым, скучным и невыразительным «Питером FM». Стала ли?
Пожалуй, главное разочарование от фильма состоит в том, что: сюжет книги был максимально упрощен, интрига пряма как рельса, ключевые для книги герои типа Эвриха, Ниилит (кстати, имени последней в картине ни разу не прозвучало, наряду с именем Кнесинки, которую все же звали Елень, и еще ряда персонажей) были туда вставлены просто «для галочки», никакого психологизма, откровенно слабые и поверхностные мотивации героев, и никакой вам харизмы. Смотрится естественно это все очень сумбурно, и ничего кроме недоумения не вызывает. Вообще, акцент здесь явно сделан не на сюжет, а на боевые сцены, о которых еще будет сказано ниже. Концовка так вообще представляет собой ряд избитых штампов, снятых с голливудских блокбастеров, но при этом явно не доведенных до ума. Конечно не ужасный «Дневной Дозор»… но и не слишком уж далеко от него.
К тому же это кино не зрелищно, не эффектно, и в целом не красиво. Да, декорации поражают воображение. Да, костюмы хороши. Да, фильм радует шикарными живыми пейзажами и зрелищными спецэффектами. Но… подается это все воистину отвратительным образом. Имя этому отвратительному образу – невнятная режиссура, откровенно халтурная операторская работа, блеклая, неяркая картинка, и неуместное использование недурственных в целом спецэффектов.
Лебедев постарался сделать одновременно зрелищный и реалистичный фильм. В итоге, по большому счету, не получилось ни того, ни другого. Причин этому несколько.
Первая: «реалистичная» картинка. Фильмы с сочной, контрастной картинкой с яркими цветами давно стали для нас чем-то в порядке вещей. Естественно, сверкающе-кричащее нечто а-ля «Братья Гримм» и «Лабиринт Фавна» напрочь убило бы всю атмосферу славянского фентези, но что помешало авторам просто привести цвета в норму как, скажем в том же «Властелине Колец»? Тайна, покрытая мраком…
Вторая: «реалистичные» боевые сцены. Вообще, драка, какой бы она не была, может быть снята двумя способами: первый – это дальний план, на котором отчетливо видны все движения дерущихся, пример этому способу – «Горец»; второй способ – выхватывание камерой особо красивых движений в особо красивых ракурсах, как это было в том же «Властелине Колец». Здесь нам зачем-то показывают сплошные крупные планы, и мы видим не красивую драку, а какое-то непонятное месилово. Наверное, в жизни это так и выглядит, но зачем было нести это в кино? Тем более, вот хоть убей, но не пойму – зачем было ставить на боевые сцены такой акцент, когда они выполнены некрасиво?
Третья: фильму катастрофически не хватает стиля. Там просто нет кадров, которые хотелось бы вырезать из кино, и повесить на стенку, либо поставить как обои для рабочего стола.
Об игре актеров говорить вообще не хочется. Не потому что она плоха, а потому что говорить в целом нечего. Более-менее «молодцом» держался Игорь Петренко в роли Лучезара, да Евгения Свиридова сыграла необыкновенно женственную и обаятельную Ниилит (что, кстати, не слишком соответствует книжному образу этой девушки). Все остальное - просто и серенько, персонажи не раскрыты, а самым живым из всех живых существ этого кино можно назвать рисованного Нелетучего Мыша.
Неожиданно хорошим оказался саундтрек, серьезно добавляющий атмосферы всему происходящему, а особенно - тема, играющая во время флешбека о юности Волкодава в рудниках Самоцветных Гор. Хотя бы в чем-то фильм получился идеальным.
Тем не менее, даже исходя из всего вышесказанного… фильм не плох. В нем присутствует какой-то «дух», в нем чувствуется атмосфера славянского фентези, а это можно называть немалой заслугой его создателей.
Целевой аудиторией этого кино являются подростки 13-16 лет, маньяки-славянофилы и любители старых советских фильмов-сказок. Если вы относитесь к этим категориям, то можете смело ломиться в кино. Для остальных – это просто неплохой середнячок, способный занять ровно один свободный вечер, а потом навечно отправиться на полку. А жаль.