Компания "Яндекс" запустила социальный поиск. Точнее, поиск людей во всех популярных в России блогохостингах и соцсетях. Речь идет, о "Живом журнале", "ВКонтакте", "Фейсбуке", "Твиттере" и других ресурсах.
Каждый день пользователи задают "Яндексу" более двух миллионов запросов о людях. Примерно половина из них — о знаменитостях, а остальные — об обычных людях. Если человек ищет в Интернете своих знакомых, хорошим ответом могут быть публичные профили в соцсетях. Тут важно подчеркнуть, что "Яндекс" индексирует только открытые страницы.
"При этом мы очень внимательно относимся к вопросам приватности, то есть мы вообще не храним и не держим информацию, более того, даже не показываем лишнюю информацию, кроме той, что минимум необходима для поиска, — поясняет директор по технологиям и разработке "Яндекс" Илья Сегалович. — Это первое. Второе: мы берем только публичную информацию, если у человека профиль закрыт, он у нас не окажется никаким образом".
Новый сервис доступен на страничке people.yandex.ru. Вводите в поле поиска имя и фамилию и получаете целый набор профилей этого человека в разных соцсетях. При этом, конечно, появятся и однофамильцы. Тогда запрос можно уточнить по возрасту, городу и другим параметрам типа места работы. И таким образом, можно найти всех Орловых, которые когда-либо жили в Иваново, или Ивановых из Орла. И это только первый шаг на пути к полноценному соцпоиску. "Яндекс" планирует развивать это направление:
"Пока есть две функции, которые не до конца реализованы, не доведены до блеска, — отмечает Илья Сегалович. — Прежде всего, можно будет добавить профиль, то есть можно будет зайти и сказать: "Уважаемый "Яндекс", вообще-то вот это, вот это и это — это тоже я!" — и тогда "Яндекс" будет все это в кучку объединять. И, во-вторых, если вам какой-то профиль не нравится или какая-то связь между профилями вам не нравится, или вы забыли пароль от какого-то аккаунта, или вам лень его удалить, вы можете также зайти в "Яндекс" и "разъединить" эти профили, сказать, что "дорогой "Яндекс", не считай, что эти два профиля — это один и тот же человек".
Сейчас все участники сетевого рынка ставят на соцпоиск. У "Яндекса" он выглядит по-другому, так как у компании нет своей огромной соцсети, поэтому российский поисковик строит свой сервис на других игроках. Партнерское соглашение с "Яндексом" заключили "ВКонтакте", Facebook, Livejournal и "Твиттер" — профили в этих сетях будут индексироваться молниеносно. А вот Mail.ru не пошли на партнерское соглашение с конкурентом, но при этом частично открыли свои проекты для индексации роботом поисковика.
Может быть, в будущем ситуация переменится, и "Яндексу" удастся договориться с большим количеством компаний, ведь для полноценного социального поиска на каком-то этапе "Яндексу" станут важны еще такие вещи, как социальный граф и активность искомой личности.
"Главное — это понимать важность сигнала, понимать, когда автор — это действительно специалист в какой-то области, когда он непосредственный участник событий, — считает Илья Сегалович. — А когда наоборот — это робот или в худшем случае — спамер. Или человек не компетентный, просто ретранслятор. Нужно понимать авторитетность источника, плотность сигнала, нужно понимать, насколько вот этот всплеск действительно важен, вот этот сайт, страничка, событие, фотка, видео, блогпост, твит — все это становится важно, нужно уметь определить важность. Это то, что делалось у нас в "Яндекс.Новостях", то, что делалось у нас в "Поиске по Блогам", темы дня и рейтинг постов. И это надо развивать и улучшать в области новых социальных медиа, таких, как "Твиттер" и как соцсети".
Согласно многочисленным исследованиям, в Рунете число регистраций аккаунтов в соцсетях в 2-3 раза больше, чем пользователей Сети. И, по сути, "Яндекс" создает градусник чистоты соцсетей, с помощью которого можно будет выяснить, насколько правдивы цифры об огромных аудиториях пользователей социальных сетей.