Итак, поехали - сочинение на тему "как я провел выходные"
Готовясь к записи гитар, мы ставили перед собой задачу получить максимально качественный для нас звук, ориентируясь на лучшие образцы западной альтернативы (ух!)
Для этого я в голове начал составлять примерный список знакомых людей, у которых можно было бы арендовать недостающий стафф, как то: преамп + голова + кабинет + доп. гитары (помимо моего Gibson LP Standard).
Что касается звукоусиливающего оборудования, то мой выбор остановился на давнем знакомом -
Александре (известным здесь под ником
Vandalsvq), который обладает весьма недурственным набором из лампового рэкового преампа
Mesa Boogie Triaxis (выпущенного в 90х), ламповой головы
VHT 2/50/2, кабинета
Diezel 4x12 и "некоего рэкового процессора эффектов"
Fractal Audio AXE FX Standard.
Изначально мы планировали все делать традиционно по схеме: гитара -> преамп -> голова -> кабинет -> микрофон -> звуковая карта, но Саша настоятельно рекомендовал попробовать в записи свой чудо-процессор Fractal, использующий якобы самые крутые алгоритмы моделирования гитарного тракта - о нем я ничего раньше не слышал (а как же - Line6 forever!) и до последнего считал это неудачной затеей
, т.к. сам не сторонник "цифры", тем более когда есть возможность писАться на "лампе". В итоге мы решили так - сначала берем у Саши только Fractal и Triaxis (тем более, что оба девайса сравнительно компактны), и если звук в студии нас не устраивает, то едем обратно уже за головой VHT и кабинетом Diesel и делаем все "по фирмЕ" (причем я был уверен, что так оно и будет).
Когда мы приехали на студию AT Trade, Саша любезно помог подключить Fractal +
Triaxis в разрыв Фрактала и настроить 2 звука драйва - один полностью цифровой, а другой с использованием Триаксиса в качестве перегруза.
Короче, послушав Фрактал "в линию", стало ясно, что обратно мы никуда не поедем - звук устраивал нас более чем полностью и соответствовал всем представлением о "правильном" ламповом саунде - жир, мясо, динамика лампы, чувствительность к деталям звукоизвлечения - все это присутствовало в полном объеме.
Было даже проведено сравнение тестовой записи риффа из песни "Overcome" с последнего альбома группы Creed и оригинала - отличия в звуке были незначительными (делаем скидку на студийное сведение и "супер-кастом" гитары и аппарат у Тремонти).
В итоге, все (включая звукачей) единогласно сошлись во мнении, что как минимум для записи, Fractal - вещь абсолютно незаменимая. Показательно то, что звукач AT Trade твердо решил вместо дополнительных ламповых приблуд заказывать для студии именно Fractal.
А для всех тех, кто хочет подробнее почитать про этот агрегат, добро пожаловать на официальный сайт
www.fractalaudio.com и в соответствующую тему форума guitarplayer.ru:
http://www.guitarplayer.ru/forum/index.php?topic=113272.0 Итак, определившись с "характером искажений" и остального саунда (= настроив пресеты на Фрактале), мы приступили к записи.
В нашем распоряжении находились следующие электрогитары:
- мой личный
Gibson LP Standard 1988 г.;
строй Dropped D, струны Ernie Ball 11-54
-
Gibson LP Custom 2006 г., взятый в аренду у студии AT Trade;
строй Standard D, струны Ernie Ball 10-52
-
Fender Telecaster Standard, мексиканец 90х годов, любезно предоставленный Рустиком aka Brezent;
строй Standard D, струны Ernie Ball 11-48
-
Fender Stratocaster Japan 2000х, не менее любезно предоставленный другом группы Алексом;
строй Standard D, струны Ernie Ball 10-52
- Максовская
ESP LTD (модель Кирка Хаммета, точную инфу не знаю), попавшая в этот список исключительно из-за наличия Floyd Rose, который предполагалось использовать в паре партий.
(справедливости ради замечу, что на запись также изначально планировалось "подогнать"
PRS Standard или Custom, но решили не заморачиваться и обойтись "необходимым минимумом"
Подход к записи был следующий:
-
Gibson LP Standard и
Gibson LP Custom использовались для записи риффов и всех партий на сильном перегрузе, причем как правило на Стандарте я делал дабл-трек риффа в дроповом строе (что в 90% случаев было оправданно), а потом на Кастоме прописывал дабл-трек этого же риффа, играя по одной струне. В итоге получался такой своеобразный "оркестр гитар" (квадро-трек), который звучал очень жирно и убедительно.
В процессе попутно были выявлены следующие различия в звучании Стандарта и Кастома - Стандарт звучал более ярко и давал больше сустейна, а Кастом имел более низастый и мясной саунд (несмотря на менее мощные датчики), на который я мгновенно запал всей душой (и практически собрался брать его в ипотеку
).
И вообще, никогда не думал, что родные датчики на Гибсонах могут выдавать такой мясной хай-гейн - мне всегда казалось, что они "недогружают", но запись на хорошем аппарате развеяла мои сомнения.
-
Fender Telecaster мы использовали для записи почти всех партий (кроме ритмических) на чистом звуке (который был также отстроен на Fractal), т.к. в среднем положении датчиков Телек звучал изумительно прозрачно и благородно. Помимо чистого звука, в режиме сингла Телек шикарно звучал на легком перегрузе (не менее шикарно эмулируемым Фракталом), что мы и использовали.
-
Fender Stratocaster активно и повсеместно применялся для записи ритмических партий на чистом звуке и кранче, где требовались характерный классический "звон", "стекло", четкая артикуляция, перкуссивность и т.п.
-
ESP LTD, которую мы в шутку окрестили не иначе как "поленом", были задействована для фишек с рычагом - этим ее миссия и ограничилась.
Также хочу отметить, что в качестве акустической гитары на записи мы использовали мою электроакустику-вестерн
Martinez, покупавшейся в Москве в далеком 2001 году как моя первая более-менее серьезная гитара. Со струнами Ernie Ball 10-50 она звучала удивительно хорошо, несмотря на свою бюджетность.
Записывали следующим образом: звук одновременно снимался конденсаторным микрофоном и встроенным пьезодатчиком - в миксе все это в итоге слушалось
весьма богато и объемно, с сохранением всех нюансов звукоизвлечения.
Из гитарных примочек (помимо собственно Fractal и Triaxis) был задействован лишь мой квакер
Dunlop DB01 Crybaby from Hell, на котором было очень удобно отстраивать нужный характер "вау", и всё - остальные эффекты предполагалось уже добавлять в процессе сведения.
Также на моем
Gibson Standard с помощью миди-датчика
Roland GK-3 и гитарного синтезатора
Roland GR-09 была записана партия безладового баса для одной из песен и прочие интересные звуки - но это уже скорее мои изыски. Остальные синтетические звуки записывались, как и положено, на "традиционном" железном синте Korg Micro X, но это уже совсем другая история.
В заключении я бы хотел отдельно выразить
благодарности следующим уже упоминавшимся комрадам:-
Александру Vandalsvq за Fractal, Triaxis и помощь в настройке и прочей коммутации
-
Рустику Brezent'у за Fender Telecaster
-
Алексу за Fender Stratocaster
-
студии AT Trade и ее звукачу
Азату за Gibson Custom
- нашему звукачу
Мише за аццкое терпение и ценные советы
-
Мише Dreamerior'у за струны Ernie Ball from USA, которые всегда есть в наличии и по низким ценам + за подарочный комплект на ДР!
-
Максу Шкелю за Биг Тейсти, который не дал мне умереть голодной смертью в стенах студии