Чет мы по кругу ходим, ты заебал.
Вы просто не готовы на столь глубокие темы.
Итак, первой глубокой идеей Ибн Сины (и это несомненно был качественный прорыв в философской и теологической мысли, во многом уже подготовленный Аль-Фараби) было введение принципа Высшей Необходимости («ваджиб») и отождествление его с принципом Бытия как существования(«вуджуд»). Есть Единое и Единственное сущее, существование которого и есть Его Сущность- Бог Откровения, Необходимое Бытие («ваджиб-аль-вуджуд»). Такое отождествление оправдано, так как за основу взято бытие не как «чтойность» (усия греков).
Вторая идея тесно связана с первой и заключается в абсолютизации действенной причины. Идея совершенно уникальная и теологическая. Однако для всего, что сотворено действенной Причиной - Необходимым Бытием, первичен порядок сущности («махийя»). Однако сущность не выступает формальной причиной, потому что согласно Ибн Сине сущность вещи не приводит к существованию вещи. Для того чтобы вещь существовала необходима действенная Причина. Здесь также очевидно влияние другого философа-шиита Аль Фараби, указавшего не на логическое, а на реальное, метафизическое различие между сущностью и существованием. Все, что не есть Необходимое Бытие Само по Себе имеет составной характер – сущность (первична) существование.
К сожалению как Аль Фараби, так и Ибн Сина верно поставили проблему, но не до конца ее разрешили - возможно из-за того что искали разрешения исключительно у греков, признавая приоритет сущностей («чтойностей») что близко к идеям-образцам у Платона. Однако в отличие от Платона они наделили их чисто возможным («мумкин») бытием. И это было самое слабое место системы Ибн Сины, которая, если совсем кратко, выглядела так: Бог-Необходимое Бытие Само по Себе, существование которого и есть его сущность. Творение, мир - составное бытие, чисто возможное само по себе и необходимое через Другого ( т.е. Бога). В этом смысле творение совечно Творцу. Введение категории возможного поистине никак не избежать, коль сущность приоритетна перед существованием. Ведь по сути возможное лишь более глубоко продуманная мысль о платоновской идее-сущности-образце.
На эту слабость не преминул указать впоследствии Ибн Рушд. Ведь если мир совечен Богу, то в конечном итоге сама возможность необходима. Ведь совечность предположена мыслью о возможном самом по себе.
Если и дальше развивать критику такой экспозиции, то фактически исчезают философские препятствия для разработки пантеистической системы атеистического толка. Тогда, если мир действительно существует – а для аристотеликов сие несомненно - то именно он и существует необходимым образом - почему бы тождество сущности и существования на него и не перенести? Тем более что вещь в такой перспективе полностью подпадает под категорию субстанции.
Собственно существование вещи тождественно ее «чтойности», случайные же характеристики вещи (привходящие акциденции) не несут в себе ничего такого, чтобы можно было провести не только логическое различие между сущностью и существованием. Предельная «чтойность» мира - в его постоянном изменении одним и тем же образом.”Это и есть, собственно говоря атеистический взгляд на реальность ,как на «мир сей»,а не на Творение Божие- постоянно обновляющееся в свете Творческого Акта. Атеист же невольно или сознательно «обожествляет» само изменение (но мудрый религиозный взгляд за такой «божественностью» видит лишь неумолимость времени, которое несет распад и разложение.) Говорить о первичности существования здесь не приходится, поскольку наложить «печать» неизменности на само изменение, значит опять -таки мыслить бытие через «тождество сущности», только радикально имманентной.
Вот почему до конца определяя суть философского пантеизма мало сказать, что Бог всецело имманентен миру, равно как и единосущен ему. Само единосущие должно быть понято как субстанциональное единство (в свою очередь а-космический пантеизм получится в том случае, если философ будет сосредоточен не на множестве вещей, выражающих это единство, а на самом недифференцированном субстанциональном единстве).
http://www.ahlalbayt.ru/statpage/40.html