год - 2010
страна - США, Великобритания
слоган - «Твой разум - место преступления.» «Сны - это реальность»
режиссер - Кристофер Нолан
сценарий - Кристофер Нолан
жанр - фантастика, боевик, триллер, драма, детектив
Давно не выходил из кинотеатра с чувством такого удовлетворения от увиденного. Вообще, в этом году не много фильмов, которые приходится ждать с нетерпением. Вот «Робина Гуда», например, ждал. Но эпохального исторического повествования из него явно не получилось. Слишком высока оказалась планка «Гладиатора». А вот Нолан не подкачал. Удаются ему эти картины про различные заморочки человеческой психики. Все-таки «Помни» и «Бессонница» - шикарные картины. А Бэтмены – немножко другая опера.
Сюжет здесь пересказывать бессмысленно. Идея погружения в общий сон наверняка не оригинальна. Сейчас не вспомню примеров, но кто-то наверняка ее уже эксплуатировал. Хотя бы «Матрица» - аналог здешнего сна. Но Нолан просто мастерски переносит уровни погружения на экран. Сон во сне. Сон во сне сна!!! И даже глубже. Местами мозг взрывает. Все очень динамично. Нет затянутых моментов. Даже наоборот кое-где сюжет настолько стремителен, что хочется крикнуть: «Нажмите паузу! Я не успеваю осознать происходящее». Лихо закрученный финальный «выброс», когда герои последовательно вырываются из объятий снов, вложенных один в другой, как матрешки, просто вдавил меня в кресло. Заключительный кадр, разумеется, оставляет загадку. Снова сон? В разных концах зала народ выкрикивал: «Падай! Падай!» (там поймете, к чему это). Вот ведь какое сопереживание. Учитывая, что Нолан еще и автор сценария, пятерку ему.
Актеры, скажем, не блещут, но только потому, что от них этого и не требуется. Все вокруг ДиКаприо, который на экране ровно столько, сколько все остальные вместе взятые. А Лео хорош. Ему в последнее время не привыкать играть сдвинутых с тараканами в голове. Но если в «острове» он конкретный псих, то здесь-то здоров. Просто с проблемами. А проблемы такие, я вам скажу, по хлеще некоторых душевных заболеваний будут. Как говорится, центровой «лицом играет» как надо. Остальные, как могут, помогают. Актерской команде пятерка.
Спецэффекты на уровне. Глядя на нарисованный мир «Аватара» или на кончину планеты в «2012» понимаешь, что для кинематографа теперь нет ничего невозможного. Масштабы всяческих разрушений и созиданий на экране теперь могут быть настолько необъятны, что только невозможность их осознания зрителями ограничивает полет фантазии режиссера. Поэтому крушащиеся улицы и гнущиеся кварталы здесь не поражают воображения, не отвлекают от действия, которое само по себе потрясно интересно. Если в упомянутых выше произведениях спецэффекты фактически есть центр повествования и главный герой одновременно, то здесь они лишь финальные штрихи самодостаточной картины. Поединки вне гравитации снова отсылают к Вачовски, к сражениям Нео и Смита. (ассоциации с «матрицей» возникают еще раз при употреблении псевдонимов, типа «Архитектор» или «Химик», на этом все параллели с ней заканчиваются.) Пятерка эффектам за качество и умеренность.
Ощущения – однозначно смотреть. Стоит ли оно кинотеатра? Конечно стоит. Если глянуть дома с компа, пожалуй потеряете не много, но если сходите в зал – точно не пожалеете.
Оценка. 5 из 5