Однажды директор фирмы Metro Goldwin Mayer
Ирвин Толберг попросил режиссёра
Тода Браунинга снять фильм, который бы укатал в прокате блокбастер того времени, фильм
Джеймса Уэйла «Франкенштейн», выпущенный компанией Universal. Почему он попросил именно Браунинга вполне понятно, за год до Тод снял
«Дракулу» с
Белой Лугоши, впоследствии обречённому стать самым узнаваемым образом трансильванского владыки.
Долго ли, коротко ли Браунинг раздумывал о сюжете будущего фильма-бомбы, но в 1932 году под его руководством был снят фильм
«Freaks», «Уродцы» по-нашему. И бомба взорвалась, но как-то не так, как планировалось. Фильм положили на полку, где он пролежал ровно 30 лет, пока в 1961 году глава Церкви Сатаны
Антон Лавей, который работал когда-то в подобном цирке, не выкупил права на картину и не выпустил в прокат в усеченной 64-минутной версии. Впрочем, некому
Дуэйну Эсперу никакие запреты не мешали показывать этот шедевр разношёрстной публике и раньше, колеся по США с запада на восток, и с севера на юг со своим бродячим балаганом.
С чем был связан запрет, мне непонятно, ибо ещё совсем недавно, в 19 веке, любой мог за звонкую монету поглядеть на самых разных уродов. Наверное, шкала нравственности человечества взлетела до небес за 30-40 лет.
В чём я лично сомневаюсь, но получилось так, как получилось, троллинг Браунинга превзошёл все его ожидания.
В чём фишка этого фильма? В первую, и самую главную очередь в том, что Тод Браунинг, не будь дураком, пригласил сниматься в фильм с дюжину настоящих уродов, которых выбрал на кастинге среди артистов бродячих цирков. В фильм, конечно, попали самые-самые уродливые, режиссёру нужно было максимально шокировать массы.
«Франкенштейн» с идеальным для роли
Борисом Карловым это не шутки.
В «Уродцах», например, есть человек-гусеница, негр, родившийся без рук и ног, которого из Гайаны в цивилизованный мир привёз
Финеас Барнум, которого при жизни называли
Повелителем Чудовищ. Несмотря на свои врождённые недостатки, он мог, например, бриться, используя рот вместо рук, и прикуривать сигарету (этот трюк в фильме и показан, кстати
).
Также в фильме снялись три микроцефала, одного из них, мексиканца Саймона «Шлица» Метца частенько можно увидеть на аватарах (на РУ у кого-то, помню, тоже мелькал), безрукая Марта, сиамские близнецы Маргарита и Вайолет, живой скелет Пётр, карлики, лилипуты, человек без ног и туловища, гермафродит и бородатая женщина.
Это первый в моей жизни фильм, который я поставил на паузу для того, чтобы спокойно допить свой чай , ибо аппетит убивает разом. Уроды действительно кажутся отвратительными в начале, и постоянно думаешь, что хорошо, что это случилось не со мной. И я ещё слегка сомневаюсь в своём мнении о том, что хотели показать в первую очередь: показать публике уродов, завернув их в гуманистический сюжет, и всё ради щокирования и кассовых сборов, или же показать грань между физическим и моральным уродством, для большего воздействия призвав на помощь уродов настоящих. Ведь
Дэвиду Линчу в
«Человеке-слоне», который не прибегнул к приглашению в фильм какого-нибудь урода без грима, удачнее удалось выразить идею гуманизма, и раскрыть вопрос про уродов и людей. К первой версии склоняют спекулятивные слоганы на афишах той поры, типа «Как сиамские близнецы занимаются любовью?» или "Возможен ли секс полумужчины с полуженщиной", ко второй слова
Ольги Родерик, женщины с бородой: «Freaks – это оскорбление всех уродов во всём мире». В чём оскорбление? В том, что не только люди, но и уроды могут быть уродами? Истина где-то посередине, и скорее всего, скорее всего, было и то, и другое.
Сюжет, чтобы вы не подумали, что в фильме его нет:Уродами моральными в фильме являются обычные люди, тоже члены труппы бродячего цирка: силач Геркулес и воздушная гимнастка Клеопатра, которую полюбил лилипут Ганс, бросивший ради этой любви свою невесту Фриду, но над ним лишь усмехаются, и вся эта история перевязывается вестью о том, что Ганс наследник огромного состояния. Клеопатра решает выйти за Ганса замуж, и впоследствии его отравить…. Месть физических уродов к моральным будет страшна….
10 из 10. И вроде 1932 год, а оторваться невозможно. Культ на все времена!