После сериала "Чернобыль" наших зрителей ждет еще одно испытание - пожалуй, даже более тяжелое. На экраны выходит фильм датчанина Томаса Винтерберга "Курск".
В сравнении с очень точным в воссоздании быта и времени "Чернобылем" здесь режиссер вообще не заботится о русской публике, которая станет дотошно сверять каждую деталь с реальностью и яростно нападать на ляпы, коим нет числа.
Нападать бессмысленно: он делает картину не для нас и не о нас, а для мира и о мире, исходя из того, что подобное может случиться в любой стране, где военная тайна дороже человеческойжизни. То есть в большинстве стран мира. Поэтому и поют английские песни, и свадебные ритуалы нашей публике покажутся уморительно забавными.
Он делает свой "Курск", примерно как делали фильмы о "Титанике": там ведь тоже сплошной вымысел на как бы документальной основе.
И он не ищет особые приметы России, а ищет в ней общечеловеческое. Часто даже идеализируя героев, придавая им повадки среднеарифметического европейца, русским вообще не свойственные, - это чувствуется едва ли не в каждом кадре.
Сделано с огромным уважением к погибшим морякам и к их семьям. С отвращением к чиновникам в погонах. Сделано очень осторожно, тщательно обходя политические аспекты случившегося и не переходя на конкретные личности.
В сущности, это не история "Курска" - это фильм катастроф, такой специальный клаустрофобский жанр, представленный классикой типа "Лодки" Вольфганга Петерсена. С той только разницей, что этот жанр предполагает спасение погибающих и сильных героев, которые все делают для этого спасения, и путь к спасению составляет главную часть сюжета. А здесь мы и до просмотра знаем, чем все кончилось, что делает просмотр многих сцен невыносимо трудным - в нем нет надежды.
Снимались классные актеры, от Колина Ферта и Макса фон Сюдова до Маттиаса Шонартса и Леа Сейду.
И все-таки это самый неубедительный из фильмов хорошего режиссера, работы которого я всегда очень ценил. В нем есть непоправимый разлад между темой уникально тяжелой, обросшей массой трагических нюансов, выходящей далеко за пределы конкретной страшной катастрофы - и чисто жанровым подходом к ней. Получилось по пословице: и хочется, и колется, и политкорректность не велит...
https://valery-kichin.livejournal.com/623302.html