Одной из удивительнейших пород, превзошедших многие виды по качеству и характеристикам для резчика, можно смело назвать южноамериканское дерево кебрачо. Открыл его для применения в художественном творчестве в 1928 году скульптор Степан Эрьзя. Его произведения, выполненные в этом материале, восхищают своей неповторимой пластикой, выразительностью, завораживают внутренней красотой и психологичностью образов. Огромные, закрученные в фантастический хоровод веток и стволов кряжи со свилеватыми наростами, растущие в топких болотах Аргентины и Бразилии, привлекли внимание кудесника резца. До него из этой породы делали шпалы и гнали коричневую краску. Огромной степени твердость дерева определила его название, ведь в переводе с испанского кебрачо означает «сломай топор». Стамеску не слушается, откалывается, крошится. Для преодоления этих качеств Эрьзя впервые в практике создания скульптур из дерева применил специально по своему проекту сконструированную мощную бормашину. Только такому инструменту оказалось по силам преодолеть высокую плотность, волнистое строение слоев, свилеватость. По сопротивлению в обработке материал напоминает эбонит, слоновую кость, но с более сложной и мелкой структурой. Если вам удастся побывать в Саранске, обязательно посетите музей изобразительного искусства. Полюбуйтесь скульптурными произведениями С. Эрьзи, выполненными из экзотических пород альгарробо, урундая и (особенно) кебрачо. Около 250 произведений привез на родину скульптор в 1950 году.
Неповторимое, трудно поддающееся описанию чувство возникает в момент прикосновения фрезой бормашины к материалу Эрьзи — кебрачо. Врезаясь в дерево, чувствуешь сопротивляемость и в меру податливость, огромную твердость и пластичность. Слой закрученный, ленточного, волнообразного строения. Фреза снимает мельчайшую пыльцу, что дает возможность вовремя остановиться, не сняв лишнего. Если поверхность оставить после такой обработки, то заглушённая текстура не проявится контрастно, создавая общий шероховатый коричневый блеск. При желании проявить текстуру, достичь зеркального блеска без лака следует поработать циклей и шкурками, завершив войлочную кругом. Такая обработка предпочтительнее в декоративных изделиях. В работе пыльца от фрезы летит в воздух, забиваясь в ноздри, глаза, рот, поэтому необходимо пользоваться респиратором или марлевой повязкой.