Догвиль / Dogville
Режиссер: Ларс фон Триер
В ролях: Николь Кидман, Пол Беттани, Филип Бейкер Холл, Бен Газзара и др.
год: 2003
жанр: драмаВ предверие просмотра Антихриста и ввиду наличия свободного времени, обратила свои взоры на эту картину г-на фон Триера, поскольку никак не могу пройти мимо него, к тому же на РУ о нем лишь вскользь упомянуто где-то, чего, на мой взгляд, совсем не заслуживает сей фильм, поскольку от чрезвычайно хорош!
Должна сказать, что садясь за его просмотр, практически ничего о нем не знала (кроме того, кто является режиссером), поэтому он стал для меня неким ТОТАЛЬНЫМ НЕОЖИДАННЫМ ОТКРЫТИЕМ. Собраться с мыслями после просмотра смогла не скоро, но одно могла сказать сразу: картина очень и очень впечатлила!
Итак, мы видим молодую девушку Грейс, сбежавшую от отца-главаря мафии - и оказавшуюся в маленьком городке под названием Догвиль, расположенном у черта на куличиках, где она и находит убежище. Грейс хочет понравиться жителям, отблагодарить тех за их доброту и что, собственно, из этого выходит.
Город спасает ее от одного зла, но неожиданно, но весьма заакономерно,"одаривает" другим.
Неожиданность №1 - Форма Экспериментировать с коей фон Триеру не впервой, вспомнить хотя бы его Идиотов и проект "Догма": в фильме вы не увидите городские пейзажи, лесные массивы, дома... вернее, это все здесь есть, но в ином качестве и в минимальном количестве - всё в виде театральных декораций, остальное - воображаемое - дома, двери, кусты крыжовника- всё прозрачно, всё видно, своеобразное реалити-шоу, даже собака- это лишь слово dog и очерченные мелом контуры собачьей будки, реален только ее лай. Подобная неординарность в форме бесспорно - плюс этой работы. Но на этом только они (плюсы) не заканчиваются.
Неожиданность № 2 -Ооо! Николь Кидман. Эта рыжоволосая бледнолицая австралийка сыграла роль Грейс, на мой взгляд, весьма шикарно, ангельский образ безприютной скиталицы получился отличным. Да и в целом актерская игра в фильме впечатляет. Все хороши.
Неожиданность № 3 - Переломный момент в содержании и шокирующая развязка.Роли вроде бы распределены - вот мучители, а вот мученица, но нет ничего перманентного в жизни - роли неожиданно меняются со всей вытекающей отсюда расплатой - будто обухом по голове зрителя-хряссь! Цепь замкнулась, и мученица уже ничем не отличается от своих мучителей. Конец спектакля. Все свободны. Но от впечатлений от этого фильма освободиться будет ой, как нелегко, да и НЕНУЖНО.
Горький осадок в горле. И есть над чем подумать.
Много закадровой речи, от коей я было решила, что фильм снят по классическому произведению, впоследствии выяснилось, что это - придумка фон Триера, так что лавры за оное заслуженно - ему.
Догвиль в переводе-"собачий город" (вспоминаются слова Летова:
"миром правят собаки")- модель человеческих отношений в социуме, обществе в миниатюре.
Вначале воспринимается как сказка. Поэтому внезапно возникающие в кадре сцены далеко не добровольной ебли, как минимум,слегка обескураживают и возвращают в жестокую реальность, заставляя сжимать кулаки от ненависти.
Люди не способны принять благо, потому что они ненасытны. Ты им делаешь добро, а они, в конечном итоге, переставая его ценить и, почувствовав власть над тобой, начинают лезть тебе на шею, или того хуже..выстроятся в очередь, чтоб отыметь.
Триер показал, что может произойти с людьми, если им дать власть над беззащитным человеком, и то, что может стать с этим покорным терпивцем, когда его доводят до предела терпения и который тоже, в свою очередь, получает власть вершить.
Надо отметить и персонаж в исполнении Пола Беттани -Том Эдисон младший — активист, писатель, влюбленный в Грейс, который всеми силами пытается ей вроде бы помочь в создавшейся "ловушке пыток", но его отстраненность, тщета и нерешительность, продиктованная скорей всего трусостью, меня бесили и злили.
Том Эдисон-это чемодан с двойным дном, "пограничный" персонаж, который мечется из одного лагеря в другой, но в итоге его КПД равен нулю и кара не щадит и его.
Злость и негодование бурлили во мне во время просмотра. Почему она позволила такое? К чему эта доброта в своей крайности? К чему терпеть людское гадство, да к черту христианские догмы всепрощения, иногда нужно быть жестоким - отвечать жестокостью на жестокость, чтоб уберечь людей от крайней степени проявления их наглости и безчеловечности - думала я, но была ли она права, сделав то, что сделала в финале фильма? -я до сих не могу дать себе однозначного ответа. Ибо сотворив это, Грейс недалеко ушла от тех, кто над ней измывался. И, ратуя за человечность, могу ли я с увенностью сказать, что ее поступок был человечен и оправдан? не знаю...а вы?
Ясно одно - доброта и всепрощение - это НЕ путь к всеобщей любви.
Интересная постановка - очередная попытка фон Триера заглянуть в глубины человеческой души. История, случившаяся с Грейс, шокирует. Шокирует неожиданными превращениями людей-в нелюдей. А это страшно.
Блестящая актерская игра Кидман.
Стойкое послевкусие, эта картина вызывает много амбивалентных противоречивых эмоций, словами которые передать очень трудно.
Фильм безусловно оригинален. Заслуживает пристального внимания. Один из тех киноработ, которые не забываются. Почему? Да потому, что это не трансформеры-терминаторы, которые нас ни ком образом не касаются и потому идут лесом, Догвиль-это фильм О НАС, ибо каждый из нас в своей жизни претерпевает/сталкивается с подобными человеческими метаморфозами.
В фильме много от минимализма - одностороннее отображение действительности, линейное размеренное повествование, сюжетных изворотов нет и в помине, никаких спец.эффектов, никакого муз.сопровождения, минимум декораций, как уже говорилось выше.
Ларс фон Триер сделал ставку на актерскую игру и идею (и однозначно не прогадал!), хоть фильм и идет 3 часа, но смотрится на одном дыхании, мой интерес не иссякал и держался в тонусе, хоть во дворе была глубокая ночь.
Эмоциональная нагрузка в фильме весомая, смысловая-еще больше.
Уже за один этот фильм можно уважать фон Триера как кинотворца, браво!
Поэтому советую посмотреть незамедлительно. Если даже вам фильм не понравится, то пища для размышлений гарантирована.