Уже и не помню когда ходил на чайфов в последний раз. Но отлично помню первый – с десяток лет назад в ГДК. Рок-н-ролльные герои детства вдруг оказались в радиусе видимости и слышимости. Здорово было. Впечатляюще. Вот и решил освежить воспоминания.
Накануне концерта было чему удивляться. За два дня билетов не достать. Вот уж не ожидал, что уральцы окажутся в Уфе настолько востребованы. Тут респекты выражаю грамотной работе ФанГида, чьи мероприятия проходят все чаще и с завидным успехом. Спасибо парню, который заметил мое объявление в соц.сети, скинул мне лишний билет и даже не подумал нажиться – отдал по себестоимости. Следующий сюрприз оказался неприятным – очередь в гардеробе. Я не знаю как делится цена билета между артистом, организатором и площадкой, но за 1500 рэ зритель вправе получить нормальное гардеробное обслуживание. Впервые видел, чтобы люди на нервах перепрыгивали через стойку и сами вешали свою одежду. Две бедняжки-гардеробщицы выслушали немало лестных слов в свой адрес. В итоге простояв в гардеробе аж 35 минут, в зал мы попали к завершению номера «Внеплановый концерт». Хорошо ли, плохо ли, но сюрпризы на этом закончились. Дальше все было до крайности обыкновенно.
Из-за чего собственно весь сыр-бор – альбом «Дети гор». Концертный тур в честь юбилея альбома (был бы повод прокатиться по стране). Альбом позиционируют как эдакий рубежный в творческом багаже группы, записанный не в свердловском подвале и не в питерском рок-клубе, а в модной московской студии. Стас Намин в начале 90-х уже вовсю грел руки на молодых рокерах всей страны заманивая тех в свою столичную студию и сдирая с них все накопленные деньги за несколько сессионных дней и выдавая на выходе вылизанную на попсовый манер запись. Сами дети уральских гор результатом были не особо довольны, но приличный тираж и широкая география сбыта продукции студии свое дело сделали. Уже потом были и все «Оранжевые настроения», и «Пусть все будет…», а лично для меня лучшие творения Шахрина и ко были написаны до «Детей гор», коим воздавалась хвала этим масштабным концертным туром.
Танцпол был набит битком веселящимся народом, за столами дамы их спутники гоняли туда-обратно официанток, за баром на ура расходился национальный чайфовский напиток (благо, не в полиэтиленовых мешках). Все по воскресному празднично, мирно и с огоньком. На сцене чайфы в пестрых рубашках на фоне непонятной растяжки исполняют программу двадцатилетней давности. В зале мелькают ровесники того самого альбома, но в большинстве своем зритель, конечно, взрослый, пришедший скорее не на кумиров молодости взглянуть, а просто приятно скоротать послепраздничный вечер. Приятный звук (хотя вряд ли Чайф – сложнейший по выруливанию звука ансамбль в стране). Двинин отпустил бороду. Похоже для того, чтобы не выделяться своей относительной молодостью. Северин отстукивал бодро и постоянно отвлекался на игры с воздушными шариками. Бегунов как всегда говорил что-то невпопад. Шахрин разбавлял программу анекдотами. Вот кстати один (может и боян, но я слышал впервые): с тех пор, как журналисты нашли в бардачке «той самой желтой лады-калины» диск группы Чайф, он включен в стандартную комплектацию (общий смех и веселье). Все тоже самое, ребята. Ничего не изменилось. Те же песни, те же пляски, тоже махание руками под «оп-оп»… А все эти люди в который уже раз пришли на актуальный двадцать лет назад коллектив и радуются, как дети. Это что, синдром «радио-ретро»?? Это уже даже не стабильность, а стагнация какая-то. Даже заявленная новая песня была на все те же три блюзовых аккорда. Кстати, последняя строка этой песни прозвучала примерно так: «Рок-н-ролл - мой бизнес. Этот бизнес неплох». Как вам?
Такие мысли приходят позже. Попытки изложить на бумаге эмоции и впечатления, руководствуясь сухой аналитикой, вряд ли уместны. В тот час посреди зала я сам был одним из тех, кто источал пресловутое оранжевое настроение.
В конце 80-х популярность жанра как такового автоматически сделала из многих ребят с гитарами звезд первой величины. Упоенные перестройкой все пели про перемены, но вряд ли Шахрина можно назвать голосом поколения. В его творческом багаже найдутся и программные тексты, но все знают, что Чайф – это что-то бодро-рок-н-ролльное, приправленное щепоткой регги, а на десерт зажигалочная баллада, исполняемая всем миром. Короче говоря – оранжевое настроение. Но есть что-то цепляющее в этих трех аккордах. Есть что-то родное в стихах про «армейского дружка» и про «вашей маме снова семнадцать»… Пока столичные коллективы черпают темы для песен в заголовках новостных лент, Чайфы со свойственной периферии простотой и даже наивностью поют о своем, но близком каждому. И я с удовольствием слушал их снова, как слушал и пять и десять лет назад, и с неменьшим удовольствием послушаю еще через пять. Они не меняются. Серьезно. Они все так же хороши! И их зритель тоже не меняется («Дамы от двенадцати до шестидесяти пяти, для нас вы все – девчонки» В. Шахрин). В данном случае я «ЗА» такую стабильность.
Ну а если подавай чего нового – завтра идем на Сплин.
зацените, какой металюга был на соло-гитаре у них ))
[youtube]J-7s8YywpXg[/youtube]