Поговорим немного о джазе. Поскольку я еще не очень хорошо ориентируюсь в столпах и нюансах этого старейшего жанра музыки, то постараюсь уложится в меньший объем, нежели обычно. Поехали. Речь пойдет о новом на сегодняшний день "пазле", формирующим современный джаз - о дебютной пластинке американского тромбониста с китайскими ( я ничего не напутал?) корнями Джона Яо и его квинтета, базирующегося в славном городе Нью-Йорк и состоящего из следующих музыкантов: Йона Ирабагона (альто-, сопрано-саксофон), Рэнди Ингрэма (piano, Fender Rhodes & Hammon Organ B-3), Леона Бойкинса (bass) и Уилла Кларка (drums).
Название альбома, вышедшего на
Innova Recordings (лейбл имеет джазовую и околоджазовую направленность) -
"In The Now", что можно перевести как "Настоящее". Стоит отметить, что абсолютно все основные темы на этом альбоме написал сам Джон. Парень, родом из Чикаго, с малых лет учился играть на пиано, однако, как и многие другие музыканты, за неимением интереса к этому инструменту постепенно забросил его и перешел именно на тромбон. Несмотря на полноценный студийный дебют только в этом году, Яо уже с 2005-го года в Нью-Йорке и примерно с этих же лет он в активных гастролях. Образование Джона - университет в Индиане и музыкальная школа Аарона Копланда в том же NY. Также он совместно с японским пианистом Йочи Юзэки руководит
Yaozeki Big Band-ом, состоящим из 17 музыкантов и имеющим свинговую направленность.
В композиции открывающей альбом,
Divisions, не спеша и несколько вальяжно, на правах лидеров, "затягивают" ноты Яо и Ирабагон; передают эстафету Ингрэму - тот ее успешно подхватывает, и вот тут-то и начинается безумие! Второй, что называется, по "безумности" трек на альбоме - естественно, в хорошем смысле этого слова. Яо и Ирабагон постоянно меняются позициями - когда один рискует выжать из инструмента все или даже больше, другой словно помогает ему держатся на краю и заполняет едва заметные "пустые участки". Этим же занимаются великолепные аккомпаниаторы Ингрэм и Бойкинс. Но когда все начинают работать вместе и на "полную катушку" - это выше моих способностей удерживаться, друзья! Все вместе добираются до корковых центров слуха, сполна перегружают всю кору и довольные уходят в "паузу". Кстати, солирующего Кларка мы сможем услышать только лишь в одноименной альбому
In The Now, которая относительно других поболее "пульсирует" и "торопит" темп.
Главная тема тромбона и сакса в
Funky Sunday будто растекается, как ленивый ручеек под горсть камней, однако бас и ударные все это время держат нас в достаточном напряжении. И не зря - Ингрэм на "хаммонде" тут как тут! Быть может, откровенного безумия тут и наступает (или не хватает?), но эта "вкусная", ленивая тема через несколько "пролетов" тромбона Яо "обволакивает" с ног до головы и... Очередной оргазм, друзья, правда, другого типа, хе-хе. Далее будет немного бодрости от басового хулигана Бойкинса (имеющего кстати, степень в музыкальной школе Манхэттена), а в конце всё опять попробует "растечься".
For NDJ - в первой части это относительно спокойная, не резкая и мирная импровизация ото всех участников квинтета (в которой меньше всего задействован Ингрэм на "Фендер Родсе"). Хорошая пауза, джентльмены - не упустите шанс и позовите послушать эту вещь своих избранниц! Во второй же половине немножко "поднимается" общий темп и Йон Ирабагон начинает хулиганить первым. Яо его передразнивает, ну и пошло поехало. В конце-концов оба успокоятся, оставят немного места Бойкинсу, ровно и импульсивно "рипитнут" главную тему и уйдут на перерыв.
Темы в
Not Even Close и
Pink Eye (в обоих Ингрэм солирует на рояле!) уже совсем не ленивые, ровно как и импровизационный "кипиш", который в них творится.
Shorter Days - еще более плавное музицирование, чем в
For NDJ, и как раз-таки здесь Рэнди Ингрэм куда более заметен и "развернут" - это почти его "звездный час", если хотите, ну а в конце к нему еще нагло "подкатит" Ирабагон.
Завершаем праздничный экскурс в страну джаза XXI столетия, имеющего явные корни пост-бопа 60-х от прошлого (сложный, жесткий и акцентированный на импровизации, экспериментальный, свободный, free-jazz), 8-минутной
Shafu, в которой большую часть времени мы услышим попеременные "потягивания одеял на себя" тромбона Яо и сакса Йона, ну а под конец субмарины
"In The Now" они разойдутся не на шутку и порадуют уже "расслабившееся джазовое ухо" еще большим сумасшествием по сравнению с тем, что творилось в первом треке
Divisions. Слушайте классический джаз, сочиненный и исполненный в нашем веке - и будет вам счастье!