Заметил на просторах очень интересную статейку, решил поделиться.
Блюзовый лад.
Знание блюзового лада необходимо не только тем, кто играет блюзы, но и джазовым музыкантам, т.к. блюзовый лад лежит в основе джазового мелодизма, также играющим рок-н-ролл, и вообще, всем мыслящим музыкантам.
В основе блюзового лада лежит пентатоника. Минорная пентатоника - гамма без второй и шестой ступени - всего пять звуков. Рассмотрим на примере гитарной блюзовой тональности "Ми"-мажор (основа блюза - всегда мажор, хотя обыгрывается через минор). Тональность удобна прежде всего основными басами - открытыми "Ми" и "Ля", и все открытые струны попадают в звукоряд - все принадлежат минорной пентатонике "Ми"-минор: Е, А, D, G, B (H). Поэтому удобно играть слайдером - металлической трубкой, надетой на указательный палец левой руки. Слегка касаясь сразу нескольких струн, скользят вверх (реже вниз), извлекая певучий ленивый звук с "подъездом". Такую гитару часто можно услышать в саундтреках к американским фильмам. Блюзы таким приемом тоже очень часто играют. Здесь вся красота в подъездах от минорных ступеней к мажорным - в нашем случае - от "Соль" к "Соль"-диез и от "Си"-бемоль к "Си". Конечно, не только эти ноты используются, но эти - самые характерные.
Мажор и минор. В том то и дело, что блюз минорым только кажется. На противопоставлении мажора в аккомпанименте и минора в мелодике всё и строится. Помимо этого в мелодической линии также они противопоставлены.
Сравним минорный звукоряд и мажорный: примы совпадают (у нас - "Ми"), далее идет вторая ступень в мажорной пентатонике ("Фа"-диез), в минорной пентатонике ее нет, и в мелодике она используется редко. Далее интереснее - первая блюзовая нота - третья ступень минорной гаммы (у нас - "Соль"), которая противопоставлена третьей ступени мажора ("Соль"-диез). Когда поют блюз и играют соло, зачастую попадают между ними или сползают от одной к другой. На гитаре с металлическими струнами это реализуется подтягиванием струны пальцем левой руки - на пол тона можно подтянуть даже толстые жесткие струны.
Следующий звук - четвертая ступень минорной пентатоники (в нашем случае - "Ля") - существует и в мажорной гамме, но создает перечение с третьей ступенью ("Соль"-диез), поэтому в тоническом аккорде ("Ми"-мажор) используется как проходящий или для задержания, а в субдоминанте на четвертой ступени ("Ля"-мажор) и доминанте на пятой ("Си"-мажор) является полноценным членом аккорда. В мелодических линиях присутствует и на тонический аккорд, несмотря на перечение (блюзмены - люди неграмотные).
Пятая ступень и в мажоре, и в миноре (у нас - "Си").
Шестая ступень мажора ("До"-диез). Указывает на мажорную субдоминанту на четвертой ступени ("Ля"-мажор) и именно во время звучания этого аккорда наиболее правомерна. Обратите внимание: в классическом блюзе субдоминанта на четвертой ступени всегда мажорная ("Ля"-мажор) и обыгрывается через мажор ("До"-диез"), а всякие пониженные шестые ступени в гамме (здесь - "До") могут быть только как проходящие. Тонический аккорд может быть минорным и обыгрываться через минор, субдоминантовый - никогда. Это характерно для блюза и раскрывает его мажорную природу.
Седьмая ступень минора ("Ре") тоже является блюзовой нотой, поскольку занижает мажорную третью ступень ("Ре"-диез) для доминанты на пятой ступени ("Си"-мажор). В мелодике используется всё время. В аккомпанименте септима придает блюзу джазовое звучание, поэтому в тонических аккордах (исключая случай отклонения в субдоминанту) в архаическом блюзе и диксиленде использовать крайне осторожно.
Седьмая ступень мажора ("Ре"-диез) может быть использована исключительно как мажорная терция доминанты на пятой ступени ("Си"-мажор) или в параллельных минорах, поэтому блюзовому ладу она не принадлежит, и кроме вышеописанных ситуаций, не используется даже как проходящий звук.
Пониженная пятая ступень является блюзовой нотой. Она указывает на уменьшенный аккорд, построенный от тональной примы ("Ми"-уменьшенный). Разрешается в пятую ступень ("Си"). На гитаре подтягивается от IV ("Ля") или до V ("Си").
Звукоряд на основе двух аккордов. В блюзе 12 тактов (см. блюзовый квадрат), из которых 7 звучит тонический аккорд ("Ми"-мажор). Еще до трех тактов занимает субдоминантовый аккорд на четвертой ступени ("Ля"-мажор). Блюзовый звукоряд (лад) как раз и состоит из звуков этих двух аккордов. "Ми"-мажор 7: Е, G#, B, D; "Ля"-мажор 7: А, C#, E, G. У них звук "Ми" - общий. Мы получаем 7 звуков: E, G, G#, A, B (H), C#, D. Во время игры надо помнить, что нота "Соль"-диез для "Ми"-мажора, а нота "Ля" для "Ля"-мажора. Остается добавить блюзовую ноту - пониженную пятую ступень ("Си"-бемоль), и мы получим всю палитру звуков блюза.
ПРАВИЛО: Мажор внизу, минор наверху. Мажорная основа в аккомпанименте, терция большая берется внизу, тогда как блюзовая нота - терция малая в мелодии берется наверху. Между ними возникает диссонансный интервал большая септима, что дает характерное джазовое звучание. Если большую и малую септиму поменять местами, между ними получится диссонансный интервал пониженная нона (переоктава), который звучит совсем не так терпко по-джазовому, а скорее, уже как фальшь.
Мнение музыканта. Пока я писал эту статью, зашел Андрей Рябушенко, почитал ее, и сказал, что всё, конечно, правильно и даже полезно, но, выучив все эти правила, всё равно не станешь играть клёвый блюз, и он знает массу ллюдей, которые, не зная нот, очень неплохо играют блюз. Еще он сказал, что блюз играют по чувству, игра на гитаре имитирует вокал блюза, и все интонирование и фразировка легко осваивается, если у музыканта есть хоть немного слуха. А я ему ответил, что легко говорить об экспрессии, о вдохновении и чувстве с высоты своего знания (у него за спиной джазовый коледж).
Можно добавить только один совет: больше слушайте разную музыку.
Ссылка на первоисточник:
http://www.soundroom.ru/blueslad.htm