Что подумает обычный житель европейской части России при слове «Камчатка»? Скорее всего, его первой мыслью будет: «Там очень холодно». Второй мыслью будет «Это очень далеко». Не особо эрудированные могут спросить: «А это что, Россия?» Особо эрудированные могут вспомнить про оленей, красную икру ложками и разницу в часовых поясах. Весьма немногие скажут, что это очень красивый край с удивительной природой. И этим будет сказано далеко не всё.
В 2004 году на федеральном уровне заговорили о программе добровольного переселения соотечественников за рубежом. Московские чиновники тогда утверждали, что основным принимающим регионом должен стать именно Дальний Восток, как наименее населённая часть страны. Тогда же в местных периодических изданиях нескольких субъектов ДФО появилась статья одного социолога из дальневосточного отделения РАН. Большая часть статьи касалась критики разрабатываемой программы, а остаток был посвящён проблемам собственно Дальнего Востока. Автор статьи выделил три основные стратегические проблемы Дальнего Востока. Транспортную, энергетическую и проблему информационной блокады.
Много ли людей в Москве знают о затяжной камчатской зиме с её многодневными буранами? Об узких горных дорогах и о тихих микрорайонах, лесенками спускающихся по склонам? О городах, утопающих в зелени, и посёлках, рассчитанных на месяцы автономного существования? О влажном морском ветре и о чистой родниковой воде? О небольшом островке жизни, затерянном где-то между бескрайним морем и бескрайним лесом? Практически, ничего. А ведь такая она и есть, обратная сторона Русской Карты.
Для начала, давайте разберёмся вот в чём. Все знают, что 2/5 территории нашей страны входят в так называемый Дальневосточный федеральный округ. Некоторые люди говорят о том, что выделение этой территории в отдельную административную единицу вообще нецелесообразно, потому что на ней проживает всего 5% населения, а в масштабе экономики страны это капля в море. Предлагают объединить с Сибирью и воссоздать советский Сибирско-дальневосточный экономический округ. И это логично, если исходить из модной ныне «экономической целесообразности». Но если отвернуться от банковского сейфа и повернуться лицом к людям, то вдруг выяснится, что внутри гипотетического ДФО, нас самом деле, находятся три абсолютно разных региона. Первый – ДВ-Юг. В него входят Амурская область, Хабаровский и Приморский края, Сахалин и Курилы. Второй – ДВ-Север. В него входят Магаданская область, Камчатка и Чукотка. Наконец, особняком стоит Республика Саха (Якутия). Эти три региона отличаются друг от друга и природно-климатическими условиями, и инфраструктурой, и уровнем доходов жителей, и, самое главное, образом жизни и менталитетом.
ДВ-Юг – это жаркое лето и холодная зима. Летнее Приморье неотличимо от летнего Крыма. Зато зимнее сравнится с зимним Ямалом. ДВ-Юг имеет железнодорожное сообщение. Как внутреннее, так и с западной частью России. Его энергетические мощности объединены в некое подобие сети. Это самая населённая часть ДФО. Здесь есть города с населением 500–600 тысяч человек, есть тяжёлая промышленность. Образ жизни приближается к образу жизни европейской части страны. При всём при этом, ДВ-Юг – это самая бедная и неблагоустроенная часть ДФО. Немалая часть его населения – это потомки ссыльных. Это делает ДВ-Юг достаточно криминогенным и заставляет жителей относиться к жизни несколько настороженно. И это не мои выдумки. Мне приходилось общаться с людьми оттуда, сменившими впоследствии место жительства. Если интересно, почитайте городские форумы, скажем, Комсомольска-на-Амуре или Хабаровска.
ДВ-Север имеет достаточно мягкий климат для своих широт. Прохладное лето компенсируется тёплой сухой осенью и относительно тёплой зимой – сказывается влияние Тихого океана. Зима затяжная, многоснежная. Территория преимущественно горная. Густая речная сеть. Железной дороги нет ни в каком виде. Связь с большой землёй только морем и воздухом. Энергетика полностью изолирована. Рацион жителей почти на половину состоит из того, что может дать океан. Эта часть ДФО – самая малонаселённая. Количество населённых пунктов в субъектах исчисляется десятками, между ними немалые расстояния. Важно отметить, кто населяет этот регион. Репутация «большой тюрьмы» – отголосок 40-х – 50-х годов, второй волны сталинских репрессий. Именно тогда Магадан, Колыма и Чукотка приобрели свою печальную известность. Уже в 60-е годы всё это «хозяйство» было плавно свёрнуто, и залогом развития региона стала советская система распределения и длинный северный рубль. Камчатка же была вольной всегда. Люди, жившие здесь в 50-е – 60-е годы, говорят, что это было самое интеллигентное место во всём СССР. Специфический менталитет жителей в большой степени формируется замкнутостью территории.
Якутия – отдельная история, мне, по большей части, неизвестная. Поэтому врать не буду. Я знаю лишь, что летом там жара плюс 40, зимой холод минус 50. Юг имеет железную дорогу, север её пока ждёт. В политике региона преобладают националистические настроения титульной нации, экономика целиком ориентирована на добычу и экспорт минеральных ресурсов. Всё это ставит Якутию посередине между ДВ-Севером и ДВ-Югом. А зреющие там не один год сепаратистские настроения местной элиты не позволяют ей приблизиться ни к одному из них.
Теперь, когда мы с этим разобрались, давайте-ка подумаем, какой именно «Дальний Восток» имеют в виду федеральные министры в своих многочисленных заявлениях по поводу проблем и перспектив развития? Правильно, южный. Все разговоры о чрезвычайно низких доходах населения, о всеобщем желании уехать куда подальше, о китайцах, выглядывающих из-за каждого угла, о целых городах, живущих торговлей подержанными японскими машинами и провозом китайского барахла через границу, о неподъёмных тарифах на авиабилеты и повальной преступности – всё это относится к ДВ-Югу. ДВ-Север озабочен совсем другими проблемами, но они никого не интересуют, и о них не говорят с высоких трибун, поскольку на их решении не заработаешь крупного политического капитала. Возможно, это кого-то удивит, но когда по телевизору говорят о том, что Правительство разработало новую программу для поддержки Дальнего Востока, камчатские телезрители возмущённо восклицают: «А мы? О Дальнем Востоке позаботились, а нам шиш?» Смешно? Но это так и есть. И это не моя фраза, такой комментарий отпустил один мой знакомый, когда объявили, что на Дальний Восток будут бесплатно доставлять автомобили российского производства. Почитайте пару Федеральных целевых программ, касающихся Дальнего Востока, какие конкретные территории там оговариваются? Всё та же Амурская область. Всё тот же Хабаровский край. Всё то же Приморье. Очень редко, в особых случаях – Сахалин. Камчатка с Чукоткой – практически никогда. Только как «и другие субъекты ДФО». Диво ли, что уже и жители этих самых «других субъектов ДФО» не ассоциируют себя с «Дальним Востоком» и не ждут предназначенной ему поддержки.
Что же такое Камчатка и чем она была с самого начала?
продолжение: http://srn.su/?p=1525