1
СТАТЬИ / Folk-fest 2014 в "Огнях Уфы" // 01. 02.2014
« : 10 Марта 2014, 20:50:43 »
Ну што, не прошло и полугода, как я собралась-таки настрочить небольшой отчетец про Фолк-фестиваль.
Я не слишком азартный слэмер и хороводовод, посему шла туда за компанию (ибо компания того, бесспорно, стоила), ну и попрактиковаться в фотографировании. Последнее мне не удалось, ибо аккумулятор в фотоаппарате не выдержал напряжения бурных выходных и вырубился в сильно неподходящий момент. Поэтому фоток почти нет, зато есть видео с цифровика, но на нем не артисты, а обитатели танцпола... Но обо всем по-порядку.
Первыми на сцену вышли «Aeterna». Музыка у них мелодичная, девушка у них симпатичная, но слов, к сожалению, совершенно было не разобрать. А жаль, потом что названия у песен были интригующими (то про пиратов, то про капитанов), голос у дамы приятный, без надрыва, да и музыка, повторюсь, по душе пришлась мне — скрипка, флейта... Да и не только мне, видимо, потому что народ к сцене сразу начал подтягиваться и потихоньку приплясывать. А концу выступления — недлинного, минут 20, наверное — группу уже поддерживали справными аплодисментами, и провожали очень тепло. Никакого гроула и скрима, насколько я помню, не было — за это лично я была группе благодарна) Что поделать, на вкус и цвет все фломастеры разные...
На смену Этерне пришла группа «Gilead». Эти ребята понравились мне больше всех. У них в руках были потрясающие инструменты: виолончель, волынка, арфа... и прочие дудочки, названия которых я не знаю. Но звук был умопомрачительно-ирландский, народный. Настраивались они под нежную мелодию, и струнный перебор арфы мигом согнал к сцене остававшихся в стороне зрителей. Потом погас свет, в загадочном полумраке музыканты вышли на сцену в накинутых на голову капюшонах... и зажгли на славу! Они не пели — только играли и объявляли названия композиций (которые я, к сожалению, не запомнила). Играли задорно, умело сплетая звучание всех инструментов в сложные, «многослойные» композиции - и забавно приплясывали в своих длиннополых плащах. Многие мелодии были всем знакомы, но прозвучали несколько по-новому — живенько, под стать мероприятию. Во время их выступления случился первый организованный слэм, собрался первый за вечер хоровод, а мои спутницы пустились в настоящий пляс...
О моих спутницах подробнее. Со мной были парни и девушки из «Русских пробежек» и «Уфимских вечерок», среди них двое барышень были одеты в русские народные костюмы — вышитые сарафаны, цветные платки — поэтому у них не было шансов остаться без внимания. Когда они просто стояли и хлопали, как во время выступления Этерны, они все равно выделялись своими нарядами среди людей в рокерско-черном, и клетчато-шотландском. Когда они начали плясать в русско-народном стиле (то есть, например, крутиться взявшись за руки, или просто вокруг своей оси) это смотрелось очаровательно аутентично. Сарафаны расправлялись, узоры на ткани превращались в стремительный калейдоскоп — так было на выступлении Gilead. Вокруг моих подруг уже собрались поклонники, осыпающие их аплодисментами и просящие фото на память. А потом...
Ну а потом вышел башкирский фолк-коллектив «Аргымак» и просто порвал — «порвал зал», порвал стереотипы о башкирской музыке, порвал предвзятое отношение. В звучание башкирских музыкальных инструментов вроде курая органично вплетался и жесткий рок, и мелодичные напевы веселых эпосов, и даже башкирское регги... Пели, конечно, на башкирском, но солист Ринат Рамазанов переводил название каждой песни и даже немного рассказывал о ее содержании. Впрочем, и без объяснений в ритме, мотиве, мелодике легко угадывались и галоп черного коня, и поступь башкирского героя-богатыря. Зал с восторгом принимал любой жанр, охотно танцевал подо все песни и очень тепло поддерживал артистов. Мои дамы в сарафанах уже разгорячились, уже совсем не аутентично показывали рокерскую «козу» и вскидывали кулаки в рокерском задорном «хэй!»... и это выглядело еще умилительнее.
В заключении своего выступления Ринат произнес очень трогательную речь про то, как замечательно, что есть такой фольклорный фестиваль, потому что фолк надо беречь, ведь главное не «тынц-тынц-унц-унц», а та духовность, та память истории и наших предков, заложенная в словах песен и их народном звучании. Зрители бурно поддержали, хотя по-моему, многим больше слов понравилось то, как солист произнес «тынц-тынц-унц-унц»...
Выступление «Алконоста» стало отличным поводом «потрясти хаером». Хрупкая тоненькая и изящная девушка Ксения Побужанская на пару со вторым солистом выдавала своим голосом мощные гроулы и сама успевала поразмахивать длинными волосами. Тем же занимались музыканты по бокам, и это одновременно с игрой на гитарах. В зале уже раззадорились не на шутку и тоже трясли головами независимо от длинны волос на них. Среди особенно активных танцоров были и мои подружки в сарафанах, сорвавшие с голов платки и тоже «трясущие хаером».
«Тролль гнет ель» оказались любимцами многих, пришедших сюда зрителей. Даже то, как настраивалась группа в перерыве, было достойно внимания: колоритный мужчина Константин Румянцев хриплым голосом большого мультяшного тролля говорил в микрофон «ха-хэй, хо-хо-хоу!», а потом совершенно обычным, будничным говорил: «В мониторы чуть добавь, и давай барабаны проверим». После чего солист сообщил: «Мы сейчас переоденемся и вернемся — будем выглядеть как настоящие питрецы, которые все деньги тратит на книги, а на одежду почти ничего не остается». Группа быстро вернулась в концертных костюмах — сам Константин предстал перед публикой в «декоративно-обтрепанном» комбинезоне, надетом на голое тело. Со времени этой метаморфозы с публикой он общался только голосом «тролля», достаточно панибратски, но именно в той степени, когда это мило, не не слишком навязчиво. Песни были и новые и старые, все в равной степени зажигательные и почти каждая из них — веселая история про эль. Те, кто умел плясать по-шотландски, весело вскидывали ноги, выстроившись в рядок и положив руки друг другу на плечи. Те, кто не умел, воспользовались услужливой подсказкой солиста о том, что под эти песни можно просто прыгать — уже хорошо. Под «Лови лосося» провели традиционный тотальный концентрический хоровод, втянувший в себя почтив всех, включая не успевших спрятаться. И хотя «Тролль» периодически возмущался, что мы какие-то вареные и нас «ни черта не слышно», все равно восторг зала был очевидным.
«Аркона» милостиво позволила публике отдохнуть и отлучиться за водой-соком: настраивались хэдлайнеры долго и тщательно. Тем, кто никуда не пошел отлучаться, включили фоном медитативные шаманские напевы, а синий сумрак в зале дополнил иллюзию — казалось, что находишься где-то на берегу таинственного озера, затянутого туманом, где-то в этих клубах синего дыма раскачивается в магическом трансе древний маг — и ты невольно раскачиваешься в такт его пению. Потом свет зажегся, появилась солистка Маша Архипова в мехах и мигом разогнала дремотный мираж своей мощной энергетикой. Тот глубокий женский вокал и по-мужски сильный гроул — ее голоса дело, хотя многие до сего момента пребывали в уверенности, что гроулит «какой-то могучий мужик». Кульминация наступила, вся публика стала единым целым, слэмы и хороводы участились, возгласы «ха!» стали максимально громкими. Группа исполняла и проверенные хиты, и новинки с еще даже не вышедшего альбома: таким подарком для слушателей стала «Сербия». Мне же больше всего понравилось «Заклятие» — выделялось из общей массы минимумом гроулов и максимальной мелодичностью, вбирающей в себя магический речитатив заклинания. Одну песню «Аркона» исполнили вместе с девушкой из «Тролль гнет ель» — такая вот музыкальная дружба. Каждую композицию Маша заканчивала благодарностью публике за столь активную поддержку и вообще была щедра на теплые слова. В качестве подарка публика получила две песни на бис.
«Аркона» стала сильным аккордом, достойный завершать весь фестиваль, который, по отзывам в холле и по моему личному мнению, удался. Зрители еще долго делились впечатлениями у гардероба, в коридорах и на крыльце развлекательного комплекса. А каждый из артистов посчитал своим долгом со сцены пожелать фестивалю большого будущего.
Я не слишком азартный слэмер и хороводовод, посему шла туда за компанию (ибо компания того, бесспорно, стоила), ну и попрактиковаться в фотографировании. Последнее мне не удалось, ибо аккумулятор в фотоаппарате не выдержал напряжения бурных выходных и вырубился в сильно неподходящий момент. Поэтому фоток почти нет, зато есть видео с цифровика, но на нем не артисты, а обитатели танцпола... Но обо всем по-порядку.
Первыми на сцену вышли «Aeterna». Музыка у них мелодичная, девушка у них симпатичная, но слов, к сожалению, совершенно было не разобрать. А жаль, потом что названия у песен были интригующими (то про пиратов, то про капитанов), голос у дамы приятный, без надрыва, да и музыка, повторюсь, по душе пришлась мне — скрипка, флейта... Да и не только мне, видимо, потому что народ к сцене сразу начал подтягиваться и потихоньку приплясывать. А концу выступления — недлинного, минут 20, наверное — группу уже поддерживали справными аплодисментами, и провожали очень тепло. Никакого гроула и скрима, насколько я помню, не было — за это лично я была группе благодарна) Что поделать, на вкус и цвет все фломастеры разные...
На смену Этерне пришла группа «Gilead». Эти ребята понравились мне больше всех. У них в руках были потрясающие инструменты: виолончель, волынка, арфа... и прочие дудочки, названия которых я не знаю. Но звук был умопомрачительно-ирландский, народный. Настраивались они под нежную мелодию, и струнный перебор арфы мигом согнал к сцене остававшихся в стороне зрителей. Потом погас свет, в загадочном полумраке музыканты вышли на сцену в накинутых на голову капюшонах... и зажгли на славу! Они не пели — только играли и объявляли названия композиций (которые я, к сожалению, не запомнила). Играли задорно, умело сплетая звучание всех инструментов в сложные, «многослойные» композиции - и забавно приплясывали в своих длиннополых плащах. Многие мелодии были всем знакомы, но прозвучали несколько по-новому — живенько, под стать мероприятию. Во время их выступления случился первый организованный слэм, собрался первый за вечер хоровод, а мои спутницы пустились в настоящий пляс...
О моих спутницах подробнее. Со мной были парни и девушки из «Русских пробежек» и «Уфимских вечерок», среди них двое барышень были одеты в русские народные костюмы — вышитые сарафаны, цветные платки — поэтому у них не было шансов остаться без внимания. Когда они просто стояли и хлопали, как во время выступления Этерны, они все равно выделялись своими нарядами среди людей в рокерско-черном, и клетчато-шотландском. Когда они начали плясать в русско-народном стиле (то есть, например, крутиться взявшись за руки, или просто вокруг своей оси) это смотрелось очаровательно аутентично. Сарафаны расправлялись, узоры на ткани превращались в стремительный калейдоскоп — так было на выступлении Gilead. Вокруг моих подруг уже собрались поклонники, осыпающие их аплодисментами и просящие фото на память. А потом...
Ну а потом вышел башкирский фолк-коллектив «Аргымак» и просто порвал — «порвал зал», порвал стереотипы о башкирской музыке, порвал предвзятое отношение. В звучание башкирских музыкальных инструментов вроде курая органично вплетался и жесткий рок, и мелодичные напевы веселых эпосов, и даже башкирское регги... Пели, конечно, на башкирском, но солист Ринат Рамазанов переводил название каждой песни и даже немного рассказывал о ее содержании. Впрочем, и без объяснений в ритме, мотиве, мелодике легко угадывались и галоп черного коня, и поступь башкирского героя-богатыря. Зал с восторгом принимал любой жанр, охотно танцевал подо все песни и очень тепло поддерживал артистов. Мои дамы в сарафанах уже разгорячились, уже совсем не аутентично показывали рокерскую «козу» и вскидывали кулаки в рокерском задорном «хэй!»... и это выглядело еще умилительнее.
В заключении своего выступления Ринат произнес очень трогательную речь про то, как замечательно, что есть такой фольклорный фестиваль, потому что фолк надо беречь, ведь главное не «тынц-тынц-унц-унц», а та духовность, та память истории и наших предков, заложенная в словах песен и их народном звучании. Зрители бурно поддержали, хотя по-моему, многим больше слов понравилось то, как солист произнес «тынц-тынц-унц-унц»...
Выступление «Алконоста» стало отличным поводом «потрясти хаером». Хрупкая тоненькая и изящная девушка Ксения Побужанская на пару со вторым солистом выдавала своим голосом мощные гроулы и сама успевала поразмахивать длинными волосами. Тем же занимались музыканты по бокам, и это одновременно с игрой на гитарах. В зале уже раззадорились не на шутку и тоже трясли головами независимо от длинны волос на них. Среди особенно активных танцоров были и мои подружки в сарафанах, сорвавшие с голов платки и тоже «трясущие хаером».
«Тролль гнет ель» оказались любимцами многих, пришедших сюда зрителей. Даже то, как настраивалась группа в перерыве, было достойно внимания: колоритный мужчина Константин Румянцев хриплым голосом большого мультяшного тролля говорил в микрофон «ха-хэй, хо-хо-хоу!», а потом совершенно обычным, будничным говорил: «В мониторы чуть добавь, и давай барабаны проверим». После чего солист сообщил: «Мы сейчас переоденемся и вернемся — будем выглядеть как настоящие питрецы, которые все деньги тратит на книги, а на одежду почти ничего не остается». Группа быстро вернулась в концертных костюмах — сам Константин предстал перед публикой в «декоративно-обтрепанном» комбинезоне, надетом на голое тело. Со времени этой метаморфозы с публикой он общался только голосом «тролля», достаточно панибратски, но именно в той степени, когда это мило, не не слишком навязчиво. Песни были и новые и старые, все в равной степени зажигательные и почти каждая из них — веселая история про эль. Те, кто умел плясать по-шотландски, весело вскидывали ноги, выстроившись в рядок и положив руки друг другу на плечи. Те, кто не умел, воспользовались услужливой подсказкой солиста о том, что под эти песни можно просто прыгать — уже хорошо. Под «Лови лосося» провели традиционный тотальный концентрический хоровод, втянувший в себя почтив всех, включая не успевших спрятаться. И хотя «Тролль» периодически возмущался, что мы какие-то вареные и нас «ни черта не слышно», все равно восторг зала был очевидным.
«Аркона» милостиво позволила публике отдохнуть и отлучиться за водой-соком: настраивались хэдлайнеры долго и тщательно. Тем, кто никуда не пошел отлучаться, включили фоном медитативные шаманские напевы, а синий сумрак в зале дополнил иллюзию — казалось, что находишься где-то на берегу таинственного озера, затянутого туманом, где-то в этих клубах синего дыма раскачивается в магическом трансе древний маг — и ты невольно раскачиваешься в такт его пению. Потом свет зажегся, появилась солистка Маша Архипова в мехах и мигом разогнала дремотный мираж своей мощной энергетикой. Тот глубокий женский вокал и по-мужски сильный гроул — ее голоса дело, хотя многие до сего момента пребывали в уверенности, что гроулит «какой-то могучий мужик». Кульминация наступила, вся публика стала единым целым, слэмы и хороводы участились, возгласы «ха!» стали максимально громкими. Группа исполняла и проверенные хиты, и новинки с еще даже не вышедшего альбома: таким подарком для слушателей стала «Сербия». Мне же больше всего понравилось «Заклятие» — выделялось из общей массы минимумом гроулов и максимальной мелодичностью, вбирающей в себя магический речитатив заклинания. Одну песню «Аркона» исполнили вместе с девушкой из «Тролль гнет ель» — такая вот музыкальная дружба. Каждую композицию Маша заканчивала благодарностью публике за столь активную поддержку и вообще была щедра на теплые слова. В качестве подарка публика получила две песни на бис.
«Аркона» стала сильным аккордом, достойный завершать весь фестиваль, который, по отзывам в холле и по моему личному мнению, удался. Зрители еще долго делились впечатлениями у гардероба, в коридорах и на крыльце развлекательного комплекса. А каждый из артистов посчитал своим долгом со сцены пожелать фестивалю большого будущего.