Просмотр сообщений

В этом разделе можно просмотреть все сообщения, сделанные этим пользователем.


Темы - Крэдэри

Страницы: [1]
1
СТАТЬИ / Folk-fest 2014 в "Огнях Уфы" // 01. 02.2014
« : 10 Марта 2014, 20:50:43 »
Ну што, не прошло и полугода, как я собралась-таки настрочить небольшой отчетец про Фолк-фестиваль.
Я не слишком азартный слэмер и хороводовод, посему шла туда за компанию (ибо компания того, бесспорно, стоила), ну и попрактиковаться в фотографировании. Последнее мне не удалось, ибо аккумулятор в фотоаппарате не выдержал напряжения бурных выходных и вырубился в сильно неподходящий момент. Поэтому фоток почти нет, зато есть видео с цифровика, но на нем не артисты, а обитатели танцпола... Но обо всем по-порядку.

Первыми на сцену вышли «Aeterna». Музыка у них мелодичная, девушка у них симпатичная, но слов, к сожалению, совершенно было не разобрать. А жаль, потом что названия у песен были интригующими (то про пиратов, то про капитанов), голос у дамы приятный, без надрыва, да и музыка, повторюсь, по душе пришлась мне — скрипка, флейта... Да и не только мне, видимо, потому что народ к сцене сразу начал подтягиваться и потихоньку приплясывать. А концу выступления — недлинного, минут 20, наверное — группу уже поддерживали справными аплодисментами, и провожали очень тепло. Никакого гроула и скрима, насколько я помню, не было — за это лично я была группе благодарна) Что поделать, на вкус и цвет все фломастеры разные...

На смену Этерне пришла группа «Gilead». Эти ребята понравились мне больше всех. У них в руках были потрясающие инструменты: виолончель, волынка, арфа... и прочие дудочки, названия которых я не знаю. Но звук был умопомрачительно-ирландский, народный. Настраивались они под нежную мелодию, и струнный перебор арфы мигом согнал к сцене остававшихся в стороне зрителей. Потом погас свет, в загадочном полумраке музыканты вышли на сцену в накинутых на голову капюшонах... и зажгли на славу! Они не пели — только играли и объявляли названия композиций (которые я, к сожалению, не запомнила). Играли задорно, умело сплетая звучание всех инструментов в сложные, «многослойные» композиции - и забавно приплясывали в своих длиннополых плащах. Многие мелодии были всем знакомы, но прозвучали несколько по-новому — живенько, под стать мероприятию. Во время их выступления случился первый организованный слэм, собрался первый за вечер хоровод, а мои спутницы пустились в настоящий пляс...

О моих спутницах подробнее. Со мной были парни и девушки из «Русских пробежек» и «Уфимских вечерок», среди них двое барышень были одеты в русские народные костюмы — вышитые сарафаны, цветные платки — поэтому у них не было шансов остаться без внимания. Когда они просто стояли и хлопали, как во время выступления Этерны, они все равно выделялись своими нарядами среди людей в рокерско-черном, и клетчато-шотландском. Когда они начали плясать в русско-народном стиле (то есть, например, крутиться взявшись за руки, или просто вокруг своей оси) это смотрелось очаровательно аутентично. Сарафаны расправлялись, узоры на ткани превращались в стремительный калейдоскоп — так было на выступлении Gilead. Вокруг моих подруг уже собрались поклонники, осыпающие их аплодисментами и просящие фото на память. А потом...

Ну а потом вышел башкирский фолк-коллектив «Аргымак» и просто порвал — «порвал зал», порвал стереотипы о башкирской музыке, порвал предвзятое отношение. В звучание башкирских музыкальных инструментов вроде курая органично вплетался и жесткий рок, и мелодичные напевы веселых эпосов, и даже башкирское регги... Пели, конечно, на башкирском, но солист Ринат Рамазанов переводил название каждой песни и даже немного рассказывал о ее содержании. Впрочем, и без объяснений в ритме, мотиве, мелодике легко угадывались и галоп черного коня, и поступь башкирского героя-богатыря. Зал с восторгом принимал любой жанр, охотно танцевал подо все песни и очень тепло поддерживал артистов. Мои дамы в сарафанах уже разгорячились, уже совсем не аутентично показывали рокерскую «козу» и вскидывали кулаки в рокерском задорном «хэй!»... и это выглядело еще умилительнее.
В заключении своего выступления Ринат произнес очень трогательную речь про то, как замечательно, что есть такой фольклорный фестиваль, потому что фолк надо беречь, ведь главное не «тынц-тынц-унц-унц», а та духовность, та память истории и наших предков, заложенная в словах песен и их народном звучании. Зрители бурно поддержали, хотя по-моему, многим больше слов понравилось то, как солист произнес «тынц-тынц-унц-унц»...

Выступление «Алконоста» стало отличным поводом «потрясти хаером». Хрупкая тоненькая и изящная девушка Ксения Побужанская на пару со вторым солистом выдавала своим голосом мощные гроулы и сама успевала поразмахивать длинными волосами. Тем же занимались музыканты по бокам, и это одновременно с игрой на гитарах. В зале уже раззадорились не на шутку и тоже трясли головами независимо от длинны волос на них. Среди особенно активных танцоров были и мои подружки в сарафанах, сорвавшие с голов платки и тоже «трясущие хаером».

«Тролль гнет ель» оказались любимцами многих, пришедших сюда зрителей. Даже то, как настраивалась группа в перерыве, было достойно внимания: колоритный мужчина Константин Румянцев хриплым голосом большого мультяшного тролля говорил в микрофон «ха-хэй, хо-хо-хоу!», а потом совершенно обычным, будничным говорил: «В мониторы чуть добавь, и давай барабаны проверим». После чего солист сообщил: «Мы сейчас переоденемся и вернемся — будем выглядеть как настоящие питрецы, которые все деньги тратит на книги, а на одежду почти ничего не остается». Группа быстро вернулась в концертных костюмах — сам Константин предстал перед публикой в «декоративно-обтрепанном» комбинезоне, надетом на голое тело. Со времени этой метаморфозы с публикой он общался только голосом «тролля», достаточно панибратски, но именно в той степени, когда это мило, не не слишком навязчиво. Песни были и новые и старые, все в равной степени зажигательные и почти каждая из них — веселая история про эль. Те, кто умел плясать по-шотландски, весело вскидывали ноги, выстроившись в рядок и положив руки друг другу на плечи. Те, кто не умел, воспользовались услужливой подсказкой солиста о том, что под эти песни можно просто прыгать — уже хорошо. Под «Лови лосося» провели традиционный тотальный концентрический хоровод, втянувший в себя почтив всех, включая не успевших спрятаться. И хотя «Тролль» периодически возмущался, что мы какие-то вареные и нас «ни черта не слышно», все равно восторг зала был очевидным.

«Аркона» милостиво позволила публике отдохнуть и отлучиться за водой-соком: настраивались хэдлайнеры долго и тщательно. Тем, кто никуда не пошел отлучаться, включили фоном медитативные шаманские напевы, а синий сумрак в зале дополнил иллюзию — казалось, что находишься где-то на берегу таинственного озера, затянутого туманом,  где-то в этих клубах синего дыма раскачивается в магическом трансе древний маг — и ты невольно раскачиваешься в такт его пению. Потом свет зажегся, появилась солистка Маша Архипова в мехах и мигом разогнала дремотный мираж своей мощной энергетикой. Тот глубокий женский вокал и по-мужски сильный гроул — ее голоса дело, хотя многие до сего момента пребывали в уверенности, что гроулит «какой-то могучий мужик». Кульминация наступила, вся публика стала единым целым, слэмы и хороводы участились, возгласы «ха!» стали максимально громкими. Группа исполняла и проверенные хиты, и новинки с еще даже не вышедшего альбома: таким подарком для слушателей стала «Сербия». Мне же больше всего понравилось «Заклятие» — выделялось из общей массы минимумом гроулов и максимальной мелодичностью, вбирающей в себя магический речитатив заклинания. Одну песню «Аркона» исполнили вместе с девушкой из «Тролль гнет ель» — такая вот музыкальная дружба. Каждую композицию Маша заканчивала благодарностью публике за столь активную поддержку и вообще была щедра на теплые слова. В качестве подарка публика получила две  песни на бис.
«Аркона» стала сильным аккордом, достойный завершать весь фестиваль, который, по отзывам в холле и по моему личному мнению, удался. Зрители еще долго делились впечатлениями у гардероба, в коридорах и на крыльце развлекательного комплекса. А каждый из артистов посчитал своим долгом со сцены пожелать фестивалю большого будущего.

2
Отправляясь на концерт Ольги Кормухиной, я, честно говоря, не успела подготовиться и ничего об исполнительнице не знала. Кроме того, что у нее, судя по рекламе на радио, сильный голос и несколько надрывная манера пения... В общем, было до крайности любопытно, сохранилась ли у «легенды русского рока» сила этого голоса, и о чем же Ольга так «надрывно» поет...

Зал был полон. На танцполе аккуратно были расставлены кресла, чего я категорически не признаю. Позволю себе небольшое лирическое отступление: в креслах я ни на одном концерте, кроме симфонических, не сижу — даже если у меня билет с местом. На музыкальных мероприятиях меня кресло сковывает: и физически, и психологически... Впрочем, среди пришедших в основном были женщины средних лет и мужчины внушительного вида в деловых костюмах. Такая публика обычно не зажигает у сцены — хотя под конец хороших концертов всякое случается... Ну да ладно. В общем, тетеньки и дяденьки степенно рассаживались, а я в одиночестве осталась стоять у задних рядов. По меркам «Огней Уфы» это не очень далеко от сцены, и мне было вполне уютно.

  Мой скептицизм по поводу Кормухиной был разрушен подчистую после первых же трех песен. Артистка — моложавая женщина — и ее коллектив не заставили себя долго ждать и появились на сцене, тут же наполнив зал громкой музыкой. И громким вокалом: да, голос у Ольги оказался сильным, звучным, с характерной хрипотцой. Особого надрыва пока не было: песня была оптимистичная, про то, что жизнь прекрасна — отличный выбор для начала. Зал приветствовал артистку живо и тепло. К слову, певица заметила, что концерт по большей части состоит из пожеланий ее слушателей, высказанных в интернете.

Закончив петь вторую композицию, тоже бойкую, Ольга весело поздоровалась с залом, призналась, что очень рада всех видеть, всех очень любит — и предложила зрителям с балкона переместиться в зал, потому что она, Ольга, жаждет видеть всех близко, со всеми общаться и со всеми обниматься. Я думала, что ослышалась — ан нет. Начав «Сердце не отель», Кормухина спустилась со сцены в зал и прошла сначала вдоль первого ряда, а потом — по центральному проходу между рядами. Пела и без передышки всю песню пожимала всем желающим руки, кое-кого даже обнимала. Мужчины целовали Ольге руку, а женщины с ласковыми улыбками тянули к ней свои ладони и раскрывали объятия так, будто Ольга — их давняя любимая родственница, по которой они сильно соскучились. Растроганные, словно дети. Я видела такой впервые, чесслово. И если поначалу мне это показалось перебором, то потом, глядя на счастливые лица зрителей, я поняла, что это было как раз то, что надо. Ольга их покорила, после чего беседа складывалась легко и приятно.

Да, это можно было назвать беседой. С оттенком проповеди. Перед каждой песней было небольшое вступление — то шуточное, то философское. Зал отвечал — возгласами («Я не слишком много говорю?» «Нет!!»), аплодисментами («Эту песню, «Путь», написал один молодой человек из Тольятти, который вовсе и не поэт даже. Но песня эта получилось такой замечательной, такой глубокой, что, мне кажется, она одна стоит всех слащаво-карамельных неискренних песен, которыми нынче полна эстрада» - гром аплодисментов в ответ). А когда Ольга рассказала, что в интервью ее спросили, считает ли она себя «певицей прошлого», половина зала ахнула так изумленно и возмущенно, будто им нанесли личное оскорбление. Ольга задорно продолжила, что считает себя певицей будущего, в котором хорошим, не пустым песням будет уделяться гораздо большее внимание. «Я понимаю, что сейчас многие боятся идти на концерты, потому что там песни могут звучать хуже, чем в записи. Друзья мои, я постараюсь сделать так, чтобы мой концерт вас не разочаровал. Если у меня не получится, можете расстрелять меня прямо здесь, на сцене» - резюмировала Ольга.

И следует отдать должное, выкладывались артистка и ее музыканты по полной. Тут был и надрыв, и задор, и пронзительная камерность, и неистовая классика рока.
Ольга оказалась той певицей, которых я называю «проповедниками». Это не ирония, не сарказм — я очень люблю такую музыку. Это не бессмысленные песни, каждая из них призвана пробуждать и вдохновлять. Звучит пафосно, но именно в этом я и вижу главное предназначение музыки, а мощный вокал добавлял каждой из них пронзительности. Тут были истории и о нелегкой женской судьбе, и о непростой любви, и о возрождении после крушения иллюзий, и о помощи свыше. В каждой истории — непростая «загадочная русская душа», ищущая себя, свой путь, сакральный смысл бытия. Жаждущая света и жаждущая дарить свет другим. В этом, по словам Ольги, и есть предназначение ее песен. Знаковой композицией для меня стал «Путь»  - до мурашек.

Были и веселые песни. О том, что нам все нипочем, поплачем и шпарим дальше, ведь именно трудное счастье — самое дорогое. Оптимистичные вещицы сопровождались зажигательными танцами самой Кормухиной и ее богатой жестикуляцией. При этом певица получала видимое удовольствие от выступления: это была не работа для нее, а приятное, непринужденное времяпрепровождение в теплой дружеской компании. И сложные вокальные партии давались ей легко — так это выглядело из зала.

А потом был блок «камерной музыки», когда на сцене остались только Ольга и клавишник, свет сделался приглушенным. И зазвучали тихие, похожие на молитвы песни в мелодичном клавишном сопровождении. Об одиночестве души, ищущей любви, об опасности искушений для мужчин-воинов — все это то проникновенным шепотом, то пылким речитативом, то фирменным сильным протяжным пением. У зрителей наступил катарсис. «Мы тут ревём уже» - доверительно сообщили Ольге из первых рядов. «Ревите, - улыбнулась Кормухина. - Не надо стыдиться слез, если они правильные. А не от жалости к себе». 

Звук в зале был отлично отлажен. Благодаря чему старания музыкантов не пропали даром — музыка была не фоном для песен, а полноценной ее составляющей. Богато звучащие гитарные и клавишные проигрыши и соло были чистыми и ясными, барабаны не били по ушам, и все вместе было достойно отдельного внимания.  Ольга сказала, что каждый в их группе — звезда, каждый профессионал своего дела, и предложила послушать «звезд» пока она будет переодеваться для второй половины концерта, которая «будет жарче предыдущей».  Зал горячо поддержал музыкантов, которые выдали насыщенный инструментал, где для каждого нашлась сольная партия.

Ольга Кормухина сменила строгий черный костюм на черно-белую рубашку и воздушную красную юбку в пол. Это был такой ловкий переход к песне «А сегодня я выйду в красном» - о переломах и переменах в жизни. После чего Ольга сказала, что намерена пошалить, потому что ей нравится оставаться шалуньей. Спустя пару песен Ольга сняла юбку, под которой оказались узкие брючки (мужчины-то в зале, вероятно, задержали дыхание в предвкушении — а там брюки)), и началась череда зажигательных, истинно роковых композиций, среди которых были и песни Ольги (и ее супруга Алексея Белова), и классика зарубежного рока... И не только рока: чудесно была исполнена композиция «Памяти Карузо».

Много букетов было подарено Ольге в этот вечер — много по современным меркам, когда редкий поклонник удосужится принести букет на концерт. 
Не могла Кормухина не спеть «Кукушку» Цоя, которую пел вместе с ней весь зал. Когда была объявлена заключительная песня, «визитная карточка»  «Мой первый день», Ольга опять пошла в зал обниматься. А когда вернулась на сцену, ликующий и бурлящий аплодисментами и криками «браво» зал встал. Кормухина растроганно раскланялась, в который раз представила своих музыкантов, велела: « А теперь — не садимся!» - и спела еще «You are simply the best» Тины Тернер. Зрители зажигали от души.
Уходя с уфимской сцены, Ольга пообещала выйти и раздать автографы желающим. Желающие быстро приобрели в фойе диски исполнительницы и выстроились в терпеливую очередь.

...но я не дождалась и направилась домой, преисполненная впечатлениями. Я никак не ожидала, что творчество Ольги Кормухиной придется мне настолько по душе. 

Страницы: [1]