– Вы верите, что Сша – величайшая страна в мире?
– Да! (диалог из фильма)
Вслед за Лорой Пойтрас, выпустившей в 2014 году документку
"Citizenfour: Правда Сноудена", фильм про всемирно известного разоблачителя ЦРУ снял режиссёр Оливер Стоун – кинокартина "Сноуден" вышла в российский прокат на прошлой неделе.
Художественное детище Оливера Стоуна начинается так же, как документалка Л.Пойтрас, где американская активистка и журналист Глен Гринвальд идут на встречу с неизвестным молодым человеком, который приводит их в свой номер в гонконгском отеле и передает секретную информацию о незаконных действия ЦРУ, с той разницей, что вместо настоящих героев этой истории в кадре – играющие их актёры.
Выбор на главную роль Джозефа Гордон-Левитта оказался удачным – актёр не только внешне похож на Эдварда Сноудена, но и отлично вжился в его образ. К остальным актерам тоже нареканий нет. Даже
Николас Кейдж хорошо смотрится!
Это кино в первую очередь интересно тем, что создатели раскрывают личность Сноудена в широком диапазоне – от его физиологических особенностей до душевных, показывают его взаимоотношение с близким окружением: девушкой, коллегами, и главное – отвечают на вопрос, который в документалке Лоры Пойтрас остался без ответа – какие внутренние механизмы сдвинулись внутри этого человека и привели к тому, что он решился выйти на поединок с Системой? Истый патриот в начале фильма, главный герой претерпевает постепенные метаморфозы:
"Что-то подгнило в датском королевстве", – говорит он словами из "Гамлета". Механизмы личностного бунта вполне понятны, когда он исходит, к примеру, от маргинального нонконформиста, которому терять особенно нечего. Но в случае со Сноуденом – талантливым IT-шником, который будучи на хорошем счету у начальства и имея покровителей, променял своё сытое благолучие на ориентировку интерпола, ситуация становится неоднозначной и оттого интересной.
И здесь Оливер Стоун из глыбы эфемерного образа экс-аналитика ЦРУ и АНБ отсекает всё лишнее и создаёт для зрителя такого Эдварда Сноудена, который просто не мог поступить иначе.
Но что важно – на всё это смотришь и веришь. В то же время в фильме иногда доходит до перегибания палки в части героизации Эдварда Сноудена – на пути восхваления маленького человека, дерзнувшего пойти против сильных мира сего создатели явно перебарщивают, показывая нам чрезмерно лакированного высоконравственного патриота. В сцене, где Эдвард по-менторски напоминает своим коллегам про последствия Нюрнбергского процесса и намекает, что за их действия однажды может "прилететь" подобное, ему кажется не хватает только нимба над головой!
Те, кто задавался вопросом, как же экс-аналитику удалось пронести электронный носитель через систему сканирования на выходе из ЦРУ, найдут на него в фильме интересный ответ.
В "Сноудене" создатели постарались максимально доступно показать, как происходит организованная американскими властями тотальная слежка за всеми людьми на планете. В этом деле они тоже немного увлекаются, местами выводя фильм из художественной плоскости и делая его похожим на некое минируководство по защите прав и свобод личности. На фоне основной сюжетной линии, построенной на фактах и хронике, любовная история Эдварда и его подружки Линдси (Шейлин Вудли) выглядит блёкло и невыразительно – глядя на них кажется, что этим двоих очень скучно друг с другом и непонятно, что их вообще связывает.
И еще: похоже что в принципах Оливера Стоуна образца 40 летней давности, когда его фильм "Взвод" про войну во Вьетнаме Правительство США назвало "непатриотическим", ничего не изменилось – "Сноуден" снят без желания быть осторожным в острых моментах, местами безапелляционно прямолинеен. И, когда журналист "The Guardian" Юэн Макаскилл, обращаясь к главному герою, произносит фразу
"Эдвард, ты не один", не возникает сомнения, что режиссёр, да и все создатели фильма, под ней безоговорочно подписываются, тем самым чётко обозначая свою сторону баррикады.
Хорошее кино, по крайней мере плюсов в нем намного больше, чем минусов, и смотреть было интересно.
8 из 10