73-летнего Терри Гиллиама называют кинодемиургом фантастических миров, но это (хоть и точное) определение не охватывает всех граней творчества этого самобытного режиссёра, ибо фильмов за 40 с лишним лет он наснимал разноплановых.
Начинал он свою кинодеятельность в составе британской сатирической группы "Монти Пайтон", где вместе с товарищами куражился, снимая для ТВ комедийные короткометражки, поражающей своим нестандартным юмором на грани фола.
Позже, уйдя в свободное плавание, Гиллиам обращается к теме антиутопии и технопрогресса, и снимает две ключевые картины в своей фильмографии – "Бразилия" и "12 обезьян".
Вот лично мне больше всего по душе его фильмы из разряда "драматический реализм", такие как
"Король-рыбак" и
"Страна приливов", сюда же, с некоторыми поправками, могу отнести экранизацию скандально-культовой книгу Хантера Томпсона "Страх и отвращение в Лас-Вегасе". Это троица на верхушке моего хит-парада!
В более позднем
"Воображариуме Доктора Парнаса" режиссер кардинально меняет свои творческие приоритеты: возвращается в фантастическое русло, но теперь уже раскрашивая его в яркие цвета и наполняя кричащими образами. За излишеством формы часто мельчает содержание. "Воображариум…" тому яркий пример, потому прошел мимо меня.
Новое творение Терри Гиллиама
"Теорема Зеро", по сути, является продолжением этой "балаганной" тематики и выглядит как микс идей прежних его фильмов: под красочную обёртку карнавальной эстетики помещена антиутопическая начинка с главным героем, ищущим смысл жизни.
С первых же кадров мы попадаем в дивный новый мир, полный ярких красок и невообразимых предметов. Здесь офисы напоминают залы для видеоигр, где сотрудники перед мониторами, вычленяют из потока хаоса сущности, помещают их в разноцветные пробирки и сдают в хранилище. Нелепо-абсурдное монотонное занятие, что-то вроде игры в трехмерный тетрис, не кажется им таковым. Люди носят "леопардовые" каски, цветастые латексные плащи – всё ярко, броско и бредово. Аля мир победившей моды Сергея Зверева!
Главный герой Лэд Коэн в исполнении бритоголового Кристофа Вальца – отшельник, живущий в заброшенной церкви. Он потерянный и беспокойный, ни образом жизни, ни внешне не вписывающийся в окружающий его мир.
Именно ему таинственный глава корпорации, именуемый Руководством (Мэт Деймон) поручает работу над теоремой зеро: доказать, что "ноль равен ста процентам", говоря проще – что ВСЁ = НИЧЕМУ. Чтобы сделать это, нужно всего-то упорядочить хаос, сложив в правильном порядке многочисленные сущности. Весь фильм главный герой мечется, как внутри себя, так и снаружи, между "тремя соснам": Сущностью, Хаосом и Смыслом, и ждет звонка по телефону в надежде услышать голос, который сообщит ему смысл его жизни.
Первое время интересно наблюдать за Кристофом Вальцем в необычном для него образе, кардинально отличающемся от предыдущих искромётных "тарантиновских", но дальше его унылый персонаж начинает утомлять своей статичностью и думаешь, что эту роль потянул бы любой другой актёр подобного типажа, а герру Вальцу здесь даже не пришлось "расчехлить" свои актёрские способности.
Сиськами в фильме заведует Мелани Тьерри. Раньше ее нигде не видела, да и здесь не сказать, что особо заметна.
Зато понравились персонажи сына Руководства - гения Боба (Лукас Хеджес) и начальника главного героя (Дэвид Тьюлис).
Их знакомых актерских лиц нашлись эпизодические роли для Тильды Суинтом, которая покривлялась и почитывала реп в роли фриковатого психиатра, и Питеру Стомаро, который в образе матерого врача восседал на консилиуме.
Кажется, будто все усилия создателей ушли на придумывание деталей живописных декораций и костюмов, остальное же видится вторичным и предсказуемым, как дважды два. Ближе к финалу нарастает ощущение, что всё это уже где-то было показано и сказано Гилиамом раньше, и главное – лучше. Саундтрек в виде песни "Creep" в лаунжевой обработке только укрепил эту крамольную мысль. Есть здесь парочка удачных предметных метафор, типа камеры наблюдения вместо головы у статуи распятого Христа или "хамелеонского" костюма у Руководства, меняющего цвет в зависимости от обстановки и т.п., а в остальном "Теорема зеро" – малоинтересная история с сентиментальными банальностями, которая забавляет лишь в первой половине фильма за счёт любопытной формы.
Это кино выглядит как беглое обобщение всего творчества режиссёра, будто дедушка Гиллиам провел жирную черту и вывел усредненный итог, который уже по определению не мог попасть в яблочко, сравняться со 100%, как и ноль в пресловутой теореме из фильма.
Но тем, кому дичайше вкатил "Воображариум..." сабж тоже может прийтись по душе. В конце концов потребности у каждого свои.
6,5 из 10