Фильмов про раздвоение личности главного героя снято целый вагон и маленькая тележка, поскольку тема очень хороша для разного рода триллеров и слэшеров, где в финале можно эффектно сорвать покров и не остаться в накладе. Иногда ошибочно считают, что литературные "ноги" этой, уже порядком избитой, темы растут из
"Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда" Стивенсона, хотя веком ранее еще Кольридж, а позже Гофман, ввели в европейский романтизм образ материализовавшейся темной стороны личности протагониста. Оттуда, вероятно, и Достоевский в свое время почерпнул идею своей повести
"Двойник", а главного героя уже слепил по имеющемуся под рукой материалу (не без гоголевских влияний) – по образу своего незадачливого знакомого Якова Буткова, который впоследствии стал прототипом малодушных виктимных героев в ряде произведений писателя.
Роман Полански пытался экранизировать «Двойника» в 1996 году, но проект был закрыт из-за разногласий с исполнителем главной роли Джоном Траволтой. (Хоть убейте, не могу представить дуболома Траволту в роли тщедушного Голядкина
)
В 2012 году за это дело взялся британский режиссер Ричард Айоади и вот что их этого получилось. Поскольку фильм снят всего лишь по мотивам повести, то создатели вполне обоснованно выдали нам вольную адаптацию: оставили только литературный стержень, а всё остальное осовременили и дополнили иными штрихами.
Перед нами индустриальный монохромный мир в серых тонах, где квартиры больше похожи на тюремные камеры, а окружающие люди – с лицами тряпичных кукол. Кажется, солнце давно погасло, погрузив всё в монотонное безрадостное существование. Здесь важно лишь то, чтобы каждый винтик в механизме Системы, подпитываясь идеологией, работал исправно. Те "винтики", что полны энтузиазма, имеют позитивный настрой и активную жизненную позицию, имеют возможность дорасти до "шестерёнок". При отсутствии этих качеств –
"тебе лучше покончить с собой".
Атмосфера и некоторые особенности сюжета отсылают к жанру антиутопии, пропитаны безысходностью и абсурдом, а где-то прямым текстом идет сатира на бюрократизм. Будто Кафка с Оруэллом притаились за этой киноширмой, и часто выглядывают из-за нее и машут зрителю ручками, напоминая о себе.
Никакого титулярного советника Якова Петровича Голядкина в фильме, конечно же, нет, а есть мелкий клерк Саймон Джеймс (Джесси Айзенберг), не умеющий постоять за себя, всеми обижаемый и игнорируемый.
"Ты не очень-то заметный, то ли есть, то ли нет тебя" – говорит ему начальство. Вечерами он наблюдает за окном милой сердцу девушки (Миа Васиковска) в подзорную трубу, а днем терзается от неуверенности, не решаясь с ней заговорить. И неудивительно, что однажды варево из нереализованных желаний и того бессознательного, которое он пытается подавить, в его голове закипает, бокалы отчаяния переливаются через край – и из этой губительной смеси рождается Некто, похожий на Саймона, но имеющий все те качества, которых у того нет. Двойник добивается успеха на поприще, где главный герой долгие годы был лузером, и начинает вытеснять своего прародителя из его реальности — "крадет его жизнь".
Джесси Айзенберг хорош
: и закомплексованный Саймон, и его двойник – альфа-самец Джеймс получились правдоподобными. Миа Васиковска
тоже на своем месте, хорошо вжилась в образ девушки, потерянной среди бездушных стен.
Психоделический саунд, большей частью в виде пронзительных и протяжных звуков, — будь то скрипки или фортепиано, — дополняет беспросветность картины, усиливает тревожность. В противовес им, – в "светлых" эпизодах, — звучат японские популярные мелодии. Поначалу не совсем понятно, причем здесь j-pop,
но в итоге и он удачно ложится на видеоряд и диссонанса не вызывает.
Режиссер Ричард Айоади фактурными мазками выписывает "железобетонную" серую реальность фильма, как паук, пеленает зрителя в тягучий вязкий кокон. В финале возникает ложное ощущение, что кино очень длинное, хотя при взгляде на хронометраж оно сменяется удивлением – «"Двойник" идет всего лишь полтора часа. Тем не менее смотреть рекомендуется только поклонникам творчества Достоевского (Кафки, Оруэлла), привитых против "беспощадного" воздействия арт-хауса.