Бубен, барабан
режиссер - Алексей Мизгирев
год - 2009
жанр - драмао чем думал Борхес, погружаясь во тьму колодца?
что свет – стеклянная ваза, вот-вот разобьется…
слова ведь ничьи, как капли прозрачной влаги
их придумали Боги, а собирают библиотекари или маги
Екатерина Артемовна – библиотекарь со стажем, вся ее жизнь прошла в стенах общественных книгохранилищ, может потому она говорит книжными сухими фразами, а мыслит как барышня 18 века. Старая дева, она ждет любовь. Хотя при ином расчете давно могла бы связать свою жизнь с обожающим ее дельцом-стоматологом и выбраться из Богом забытой комнаты общежития. У Екатерины Артемовны политика двойных стандартов: с одной стороны – это высокоморальная дамочка, которая вдохновенно читает со сцены
"Заповедь" Киплинга, отчитывает мать школьника, который нарисовал в библиотечной книжке «хуй». С другой стороны – в свободное время она, переодевшись в старуху, толкает библиотечные книжки в проходящих поездах (наивно удивляясь, что люди не берут Пушкина, но берут Анжелику), а выручку делит с местным ментом, который ее и крышует. Российская действительность - во-первых, совестно, но всё равно крадем. Правда, у Екатерины Артемовны действительно грошовая зп и есть хочется, так что вырученные деньги уходят на еду. Во-вторых, все в округе об этом знают и своим молчанием ее прикрывают.

Волею случая в их городке появляется мужчина в форме моряка (и лицом ВВП

), который возвращает найденную в поезде библиотечную книгу и попутно кадрит Екатерину Артемовну.
Не сразу, но у него получается и моряк начинает с ней сожительствовать. Катя понимает, что вот она, та любовь, которую ждала всю жизнь. В фильме появляется свет и надежда, что жизнь главной героини наконец-то изменится. Но мужичок оказывается не простым, а заковыристым. Вот тут-то и начинается пиздецок и дЫалектика души.
После первого просмотра появился большой знак вопроса относительно поступков главных героев, и однозначности в оценке фильма не было. Все чувства - вне оценочной шкалы. Было непонятно, куда делась та сильная женщина, которая была в начале. От нее трудно было ожидать тех поступков, что видим в конце. А всё оказалось просто: "пока терпишь – ты человек, перестаешь терпеть – ты тряпка". Всю жизнь она строила себя – холодную малоэмоциональную выдержанную особу, способную вытерпеть многое (
"Владей собой среди толпы смятенной.."). Эта защитная оболочка разрушилась с приходом любви (или т.н. любви). Снежная баба растаяла, но стала уязвимой. И ее любовь - как травматический пневмоторакс – пока в легких нож, человек дышит, стоит его вытащить и легкое спадается, человек умирает. Этим "ножом" оказался ее возлюбленный. К тому же у Кати - четкий принцип: "Не можешь жить так, не живи". Зло, но честно.
Понравилась концовка, кажется, ее брат что-то понял:
"Катя?"Что касается актеров – отлично сыгранная Натальей Негода роль главной героини. Очень понравился Сергей Неудачин в роли стоматолога. Ну и актер с лицом ВВП – Дмитрий Куличков, снявшийся и в «Кремне» Мезгирева.
Станислав Говорухин уже как-то обвинил представителей «новой русской волне» в низком профессиональном уровне и любви к "чернухе". Первое определенно здесь ложь. Насчет второго не поспоришь.
После второго просмотра пришло понимание, что фильм мне больше нравится, чем нет. Есть в нем какая-то необъяснимая притягательность, может быть искренность, не знаю. Но это и отличает, например,
"Бубен, барабан" от той же
"Сказочки про темноту" Хомерики, хотя они во многом идейно похожи. И там и здесь – безысходность провинциального городка и судьба отдельного взятого человека. Зарисовка экзистенциального омута. Но здесь, как бы мрачно ни было, не становится гадко. Ко всему прочему "Бубен барабан" было интересно смотреть. Сценарий четкий. И режиссура на высоте.
Если сердце зажало, ты глубоко дыши и повторяй: "бубен, барабан, бубен, барабан".