Музыкант тратит много времени и энергии, изучая различные комбинации интервалов для каждого лада. Это - тяжелый путь. Я хочу показать вам, как быстро и легко включить в свою игру 7 разных ладов, даже не изучая их! Этот способ не требует ничего, кроме знания мажорной гаммы.
Каждый из этих ладов содержит тот же набор нот, что и мажорная гамма. Хитрость состоит в том, чтобы запомнить, какая мажорная гамма содержит те же ноты, что и лад, который вы хотите использовать. В таблице 1 перечислены 7 ладов и показано, как расположить соответсвующие каждому из них мажорные гаммы.
Таблица 1:
ЛАД Содержит те же ноты, что и мажорная гамма
Ионийский - начинающаяся с той же ноты
Дорийский - одним тоном (2 лада) ниже
Фригийский - двумя тонами (4 лада) ниже
Лидийский - чистой квинтой (7 ладами) выше
Миксолидийский - чистой квартой (5 ладами) выше
Эолийский - полутора тонами (3 лада) выше
Локрийский - полутоном (1 лад) выше
Теперь давайте воспользуемся этими ладами. Первое, что вы должны знать, это то, какой лад соответствует каким аккордам. В таблице 2 перечислены аккорды, обыгрываемые каждым из ладов.
Таблица 2:
ЛАД соответсвующие аккорды
Ионийский - Maj, Maj7, Maj9, Maj13
Дорийский - Min, Min7, Min9, Min11, Min13
Фригийский - Min, Sus4b9, Dom7#9, Dom7b9
Лидийский - Maj7, Maj7#11, Maj9#11
Миксолидийский - Dom7, Dom9 , Dom13
Эолийский - Min, Min7
Локрийский - Min7b5
На следующем этапе нужно скомбинировать два первых шага так, чтобы вы могли мгновенно определить, какой мажорной гаммой можно было бы обыграть данный аккорд. Вот пример: скажем, вы хотите импровизировать на аккорд Amaj7#11. Сначала взглянем на таблицу 2, чтобы понять какой лад соответствует этому типу аккорда. В данном случае подойдет только лидийский лад. Список в таблице 2 говорит нам, что А-лидийский состоит из тех же нот, что и мажорная гамма, начинающаяся чистой квинтой выше, то есть Е-мажор. Теперь вы можете сыграть экзотическое лидийское соло на аккорд Amaj7#11, используя Е-мажорную гамму.
Вот другой пример: вы хотите импровизировать на аккорд Emin. Из таблицы 2 видно, что этому аккорду отвечает дорийский лад. Теперь вернемся к таблице 1 и обнаружим, что Е-дорийский состоит из тех же нот, что и мажорный лад, начинающийся одним тоном ниже, в данном случае D-мажор. Никто из них и не догадается, что вы играете вокруг D-мажорной гаммы!
Если вы думаете, что это мошенничество, то вы не правы. Совсем не важно, о чем вы думаете в процессе импровизации. Единственное, что имеет значение, это то, как ваша импровизация звучит.
Когда вы запомните этот метод, вы с легкостью будете использовать лады. Помните, что при импровизации с помощью этих мажорных гамм они не будут как мажорные, поскольку тоника будет находиться в другом месте; у вас будет совершенно новый ассортимент сильных и слабых нот. Например, если вы на аккорд Dmin7 играете D-дорийский, то это на самом деле С-мажорная гамма. Обычно в этой гамме сильными (аккордовыми) нотами являются C,E и G. Но в нашем случае сильными нотами будут D,F и A (аккордовые ноты D-минора).
Таким образом, вы сможете увеличить свой словарь в 7 раз, просто применяя фразы, основанные на мажорной гамме, к различным аккордам. Неожиданно эти самые надоевшие
старые фразы получат совершенно другое гармоническое воплощение, поскольку они будут звучать в другом ладовом контексте.
(отрывок из статьи "Главный прорыв" Скотта Хендерсона G.W. 1990г)