Белая лента/Das weisse Band
режиссер: Михаэль Ханеке
жанр: драма
год: 2009Это кино целых 3 месяца дожидалось своего часа, всё настроения не было его посмотреть. Недавно попалось на глаза, и настроение подходящее наконец нашлось, чтобы узнать, за какой фильм в Каннах дали высшую награду.
Имя Михаэля Хайнеке мне знакомо лишь по фильму "Пианистка", где жестко и беспрецедентно поднята тема природы садизма-мазохизма, и в целом, человеческой ( или нечеловеческой?) жестокости. Как выяснилось, в "Белой ленте" тема аналогичная, но поданная более изящно.
Черно-белый фильм, смотрела с сабами.
Ключевая фраза поизносится уже в самом начале фильма:
Думаю, что должен рассказать о тех странных событиях, произошедших в нашей деревне. Возможно, они могли бы прояснить некоторые вещи, которые происходили по всей стране..- с первых слов задается интрига.
С первого взгляда сюжет кажется детективным.
Уже с первой сцены возникает вопрос: кто перетянул проволоку, об которую спотыкается лошадь доктора, который из-за падения надолго попадает в больницу? кто избивает сыночка барона? кто измывается над другим ребенком в лесу, привязав его к дереву?
Секта религиозных фанатиков или некто мстящий кому- то за что-то? Ответ в конце удивляет и обескураживает. Нда. какая на фиг секта....мы сами порождаем зло, того не осознавая. И вот оно ходит под боком.
Первая половина 20 века, немецкая деревушка, жители работают на землях барона, раз в неделю собираются на проповедь пастора в церковь, воспитывают своих детей, а их в каждой семье не менее 4-5...
Востине впечатляет сцена порицания пастором своих ослушавшихся детей: вау, думаешь, в такой строгости воспитывает, верные догмы втирает, а дети-то-сущие ангелы, не иначе! А чего стоят эти ангелы -узнается потом. И что у них внутри, в голове...какие монстры живут.
И взрослые не лучше. В них и таится корень зла: один наказывает своих детей ударами прутьев, другой в приступе ярости за неблаговидный поступок своего чада чуть ли не ногами колошматит, у третьего ваще инцест...у каждого свои скелеты в шкафу. нда...с виду здоровое общество на поверку оказывается червивым. Гниющим потихоньку изнутри.
То, что фильм черно-белый, неспроста.
И неспроста то, что в финале сюжет плавно упирается в факт начала 1-й
2й мировой войны, которую как раз начинают те, кто был твердо убежден, что делает благо для своей страны, нации.
Как и эти родители, которые воспитывают своих детей в условиях жесткости и беспрекословного подчинения, втирают религиозные нормы морали, за незначительыне проступки жестоко наказывают, и повязывают на волосы или руку ребенка
белую ленту -символ чистоты и невинности, которую он должен носить до тех пор, пока родители снова не начнут ему "доверять".
Череда происшествий в деревне в конце фильма упирается в весть об убийстве Франца Фердинанда в Сараево. Не правда ли, очень символично?
На почве насилия и деспотизма не вырастают цветы.
Благими намерениями вымощена дорога в ад.В фильме много поистине трогательных моментов: как мальчик приносит отцу птичку, или диалог сестры с младшим братом о смерти: ребенок осознает смертность всего живого.
Есть и жуткие, шокирующие моменты - мальчик находит отца повешенным - но нет сцен выраженного насилия. Нет крови.
Догадайтесь, зачем мальчикам определенного возраста, на ночь привязывали руки к кровати...
в "Белой ленте" нет резких сюжетных перипетий, фильм течет как вода, плавно и размеренно, в то же время он не скучен. Всё на своем месте. Ничего лишнего.
Стильное кино, снятое с поистине немецким педантизмом. Здесь есть цельная идея, которая ни сразу видна глазу, она скрыта под детективной оболочкой, но с самого начала ощущаешь ее присутствие и оттого еще пристальнее всматриваешься на экран. И понимаешь, что это больше драма всего общества на примере жителей маленькой деревни.
Психологически глубокий фильм. Рекомендую.