Летом, в мертвый сезон, когда большая часть нашего ВИА оказалась не удел, встал вопрос об организации собственной репетиционной точки. И, разумеется, о покупке оборудования. Аппаратуру английской конторы Ashdown слышал и до этого момента - сильно запала в душу, изначально рассматривалась как основной вариант.
Однако, прежде чем совершить покупку (полновесный стек, голова Ashdown MAG H300 EVO I + кабинет 2х10/твиттер MAG210T + кабинет 1х15 MAG115), сел за изучения материала.
Прежде всего, обратил внимание на то, какие люди используют усилители этой фирмы. Список на сайте приведен достаточно большой, но имена товарищей из, например, Pink Floyd и Tool сразу обращают на себя внимание. На форумах, где резвятся пожилые и опытные басюны, отзывы так же были положительными - как о "топовой" серии ABM, так и аппаратуре средней линии MAG. Воодушевило с самого начала. Теперь же, после 2-3 месяцев пользования точно знаю, что не прогадал и не могу не согласиться с мнением более опытных товарищей - усилители и кабинеты, разработанные в Эссексе, одни из самых лучших по соотношению цена/качество

Чуть позже встал вопрос о конфигурации. Поделюсь нудным, но подробным постом с одного форума:
"Ладно, раз уж кого-то заинтересовало, то суть физики звука примерно и грубо говоря следующая:
Чем больше диаметр диффузора динамика (суть - больше его масса), том болше НЧ составляющих в его спектре (соответственно и резонансная частота ниже по диапазону) при этом суб-НЧ составляющая отъедает дофига полезной энергии в попытке выдать эти частоты, как следствие - пик АЧХ на резонансной частоте и спады по обеим сторонам.
Казалось бы - для баса хорошо когда много низа, ан нет ибо как говорит физика - звук становиться слышимым на расстоянии дальше нежели половина длинны волны воспроизводимой частоты. для низких там полуволна 6-8 метров.
Таким образом и получается, что вблизи такой колонки - нечитаемая чачтотная каша (при этом негромкая) а чуть вдали - всё задавлено низом.
При этом басисту на сцене может быть и комфортно, а звукооператор не знает что ему делать со звуком, ибо при достаточной мощности такой низ пробивает со сцены помимо порталов и даже в зале - жопа.
Так почему 10" ???
Секрет в том, что тут динамиков несколько. Если бы был один - то хуже гораздо звучит, а вот когда их несколько, да ещё правильно геометрически расположенных, то при звукоизвлечении мы во-первых не имеем такой мощной суб-НЧ составляющей в спектре, соответственно длинна волны резонансной частоты гораздо короче и бас "читается" гораздо лучше и ближе к колонке.
А за счёт количества достигается эффект "линейного массива" (Line Array). здесь следующая история - несколько одинаковых источников звука работают геометрически в одном направлении и несут одинаковую частоту при суммарной мощности, скажем 200Вт и звуковом давлении .... ну.... 120 Дб каждого источника звука. Так вот в месте пересечения звуковых полей (сорри за ненаучный термин) возникает эффект резонанса частот, т.е. энергии волн одной частоты складываються. результат - звуковое давление возрастает на.... 6 Дб, что субъективно на слух воспринимается как увеличени громкости в два раза (!) и это при одной и той-же мощности. Стоит разнести источники звука на значимые расстояния и нет эффекта.
Значит имеем - несколько динамиков с более высокочастотным спектромизначально, но без паразтных собственных резонансов на интересующих нас частотах, складываем за счёт акустического резонанса "их звук", в силу того, что НЧ-волны изначально имеют более высокую энергию чем ВЧ, то и при резонансе они "выпирают" сильнее, но за счёт отсутствия в спектре сигнала паразитных суб-НЧ гармоник, и усиливаются только"правильные" и нужные нам частоты.
Честно признаюсь, что у меня самого в стеке два кабинета 4*10" + 1*15". "
(с)товарищ с никнеймом Мойща_29
Таким образом, ставку в основном следует делать на 10-дюймовые динамики (странно, что в основном доводилось играть на комбах с 15 дюймами, панорама страшненькая выходила. Но об этом чуть ниже). Поехал в магазин, послушал, 2х10 понравился больше. 15-дюймовый довесил для пятой струны (у меня сейчас два инструмента, четырех струнный безладовый пассив для домашнего музицирования, всяких экспериментов и нетяжелой музыки, активный пятиструнник для всякой жести).
Немного забегу вперед - ввиду некоторых проблем, с собственной репетиционной точкой не сложилось, пришлось помотаться по съемным. Ребята мы громкие. Где-то ватт под 100, может больше. Играл на нескольких аппаратах в ценовой категории 15-20 тысяч (цены за новый аппарат, в магазинах не нашего города. У нас дороже,наверное). В том числе: Hartke A100, Hughes&Kettner BK100, Yorkville BM200 - все с 15 дюймами, кстати. Как ни странно, активно расхваливаемый опытными басюнами Hartke проявил себя хуже всех, на эквалайзер почти не реагировал, грузил нещадно, компрессор делал со звуком что-то невообразимое. Ну ладно, спишем на наше недолгое знакомство.
Hughes&Kettner пользовал дольше. На расстоянии полуметра сплошная нижняя середина почти во всех положениях, страшный перегруз. Несколько шагов подальше, начинаются гулкие нечитаемые низы. Некрасиво. Учитывая, что он самый дорогой из всех.
Yorkville, самый нелюбимый опытными басистами, оказался почетче всех остальных. Но основные проблемы все те же самые. Первые два рассматриваемые агрегата выворачивал почти на полную, этот - процентов на 60-70. Перегруз, нечитаемость. Вспомнил прекрасное правило басиста, выбираюшего аппарат:
ЕСЛИ ДЛЯ КОМФОРТНОЙ ИГРЫ ВЫ РАСКРУЧИВАЕТЕ УСИЛИТЕЛЬ БОЛЕЕ, ЧЕМ НА 50% ОТ МАКСИМАЛЬНОЙ МОЩНОСТИ, ВАМ НУЖЕН АППАРАТ МОЩНЕЕ. Любопытства для пришел домой, включил усилок (да, 300ваттный усилок стоит у меня дома - лучшего комбика для дома не придумать

), раскрутил где-то под завязку, поиграл немного. Перегруза нет, читаемость отличная

Таким образом, мой единственный вывод - если стоит выбор аппарата для репетиционной базы, лучше Ashdown не найти. Не стоит тратиться на комбоусилители за 15-20 тысяч, лучше подкопить и купить "голову" на 300 ватт и кабинет 2х10 (ну, или 4х10, кому как

). Прекрасно читаемый звук, приличный эквалайзер и никакой каши. Рекомендую.
В кратчайшее время постараюсь вывесить продолжение - впечатления от использования, кручения крутилок и нажимания кнопок
